Статья 571. Органы Министерства финансов Республики Казахстан 1. Органы Министерства финансов Республики Казахстан рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 176 (частью второй), 177, 178, 179-2, 184-2, 186, 204, 357-2 (частью первой) настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе: 1) Исключен в соответствии с Законом РК от 05.12.03 г. № 506-II 2) за административные правонарушения, предусмотренные статьями 176 (частью второй), 177, 178, 179-2, 184-2, 186, 204, 357-2 (частью первой) настоящего Кодекса, - руководитель уполномоченного государственного органа в области государственного финансового контроля и государственных закупок и его заместители, руководители территориальных органов; руководитель уполномоченного государственного органа, осуществляющего регулирование в области аудиторской деятельности. 3) Исключен в соответствии с Законом РК от 05.12.03 г. № 506-II Кодекс дополнен статьей 571-1 в соответствии с Законом РК от 05.12.03 г. № 506-II; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.10.05 г. № 80-III (см. стар. ред.); Закона РК от 21.07.07 г. № 304-III (введен в действие с 1 января 2008 г.) (см. стар. ред.) Статья 571-1. Центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю 1. Центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса. См. Инструкцию по производству дел об административных правонарушениях. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководитель центрального уполномоченного органа по внутреннему контролю и его заместители, руководители территориальных подразделений.
Кодекс дополнен статьей 571-2 в соответствии с Законом РК от 05.07.08 г. № 60-IV Статья 571-2. Уполномоченный орган, осуществляющий государственное регулирование в области банкротства 1. Уполномоченный орган и его территориальные органы, осуществляющие государственное регулирование в области банкротства, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 155-1 (частями первой, второй и третьей) настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководитель уполномоченного органа, осуществляющего государственное регулирование в области банкротства, и его заместители, руководители территориальных органов уполномоченного органа, осуществляющего государственное регулирование в области банкротства, и их заместители.
В статью 572 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 28.03.03 г. № 398-II (см. стар. ред.); от 10.07.03 г. № 483-II (см. стар. ред.) (введен в действие с 1 января 2004 года); от 05.12.03 г. № 506-II (см. стар. ред.); от 20.01.06 г. № 123-III (введен в действие с 1 января 2006 г.) (см. стар. ред.); от 19.02.07 г. № 230-III (см. стар. ред.); от 27.07.07 г. № 314-III (введен в действие с 1 января 2008 г.) (см. стар. ред.) Статья 572. Органы Национального Банка Республики Казахстан 1. Органы Национального Банка Республики Казахстан рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 166-1, 168, 168-2 (части 1-1, вторая, третья, 4-1, пятая, седьмая, восьмая, девятая, десятая и одиннадцатая), 169, 180, 182, 187, 188 (частью первой), 218, 357-2 (частью первой) настоящего Кодекса, а также статьей 381, в части данных государственной статистической отчетности и наблюдений, сбор и обработка которых входят в их компетенцию. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе председатель Национального Банка Республики Казахстан, его заместители, руководители территориальных филиалов. 3. Полномочия органов Национального Банка Республики Казахстан, а также его работников, имеющих право на составление протокола о совершении административного правонарушения, определяются в соответствии с настоящим Кодексом. В статью 573 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.06.03 г. № 428-II (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК 10.07.03 г. № 483-II (см. стар. ред.) (введен в действие с 1 января 2004 года); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.07.04 г. № 572-II; Законом РК от 08.07.05 г. № 72-III (см. стар. ред.); Законом РК от 23.12.05 г. № 107-III (см. стар. ред.); Законом РК от 20.01.06 г. № 123-III (введен в действие с 1 января 2006 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 19.02.07 г. № 230-III (см. стар. ред.); Законом РК от 27.07.07 г. № 314-III (введен в действие с 1 января 2008 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 20.11.08 г. № 88-IV (см. стар. ред.) Статья 573. Уполномоченный орган по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций 1. Уполномоченный орган по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 88 (части 1, 1-1 и 1-2), 158-1, 158-2, 167-1 (часть первая), 168-2 (части первая - девятая, двенадцатая), 170-174, 175 (часть первая), 175-1, 175-2, 179-3, 191, 193, 194-1, 195, 195-1, 196, 196-1, 197, 197-1, 198, 199, 201, 201-1, 218, 357-2 (частью первой) настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы вправе первый руководитель уполномоченного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и его заместители. В статью 574 внесены изменения Законами РК от 13.03.03 г. № 394-II (см. стар. ред.); от 05.12.03 г. № 506-II (см. стар. ред.); от 08.04.04 г. № 542-II (введен в действие с 1 января 2005 г.); от 27.07.07 г. № 314-III (введен в действие с 1 января 2008 г.) (см. стар. ред.); от 27.07.07 г. № 315-III (см. стар. ред.) Статья 574. Органы социальной защиты населения Республики Казахстан 1. Органы социальной защиты населения Республики Казахстан рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 88 (частью второй), 88-1 (частью первой) настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы вправе руководители органов социальной защиты населения Республики Казахстан, их заместители.
Кодекс дополнен статьей 574-1 в соответствии с Законом РК от 13.03.03 г. № 394-II Статья 574-1. Исключена в соответствии с Законом РК 10.07.03 г. № 483-II (см. стар. ред.) (введен в действие с 1 января 2004 года) В статью 575 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.12.03 г. № 506-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.01.06 г. № 123-III (введен в действие с 1 января 2006 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 02.03.06 г. № 131-III (см. стар. ред.); Законом РК от 27.07.07 г. № 314-III (введен в действие с 1 января 2008 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 19.12.07 г. № 11-IV (см. стар. ред.) Статья 575. Органы пограничной службы 1. Органы пограничной службы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 298 (частью первой), 306 (частью первой), 389, 390 (частью первой), 391 (частью первой), 391-1 (частью первой), 392, 394 (частью первой) настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов пограничной службы Республики Казахстан вправе: руководитель пограничной службы и его заместители, руководители специальных объединений и их заместители - предупреждение либо штраф на физических лиц до десяти, на должностных лиц - до пятидесяти, на юридических лиц - до двух тысяч размеров месячного расчетного показателя; начальники пограничных отрядов, командиры воинских частей пограничного контроля, морских воинских частей и их заместители предупреждение или штраф на физических лиц до десяти, на должностных лиц - до двадцати пяти размеров месячного расчетного показателя. 3. Рассматривать дела об административных правонарушениях на континентальном шельфе Республики Казахстан и налагать административные взыскания вправе: 1) за незаконную передачу минеральных или живых ресурсов континентального шельфа Республики Казахстан иностранцам или иностранным юридическим лицам, либо иностранным государствам: руководитель пограничной службы Республики Казахстан и его заместители, руководители специальных объединений и их заместители - штраф до двухсот размеров месячного расчетного показателя; командиры пограничных кораблей (катеров), выполняющие задачи по охране Государственной границы, - штраф до ста размеров месячного расчетного показателя. 2) Исключен в соответствии с Законом РК от 05.12.03 г. № 506-II В статью 576 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.12.03 г. № 506-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.01.06 г. № 123-III (введен в действие с 1 января 2006 г.) (см. стар. ред.). Статья 576. Органы защиты государственных секретов 1. Органы защиты государственных секретов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 357-2 (частью первой), 385, 386 (частями первой, второй) настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать установленные административные взыскания вправе: начальник управления уполномоченного органа по защите государственных секретов и его заместитель, начальник департамента Комитета национальной безопасности и его заместитель - штраф на должностных лиц до двадцати размеров месячного расчетного показателя; руководитель уполномоченного органа по защите государственных секретов и его заместители, председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и его заместители - штраф на должностных лиц до пятидесяти, на физических лиц - до двадцати, на юридических лиц - до двухсот размеров месячного расчетного показателя. См.: Инструкцию по применению Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях в деятельности Агентства Республики Казахстан по защите государственных секретов.
Кодекс дополнен статьей 576-1 в соответствии с Законом РК от 05.12.03 г. № 506-II; Законом РК от 20.01.06 г. № 123-III (введен в действие с 1 января 2006 г.) (см. стар. ред.) Статья 576-1. Органы по государственному контролю над производством и оборотом подакцизной продукции 1. Органы по государственному контролю над производством и оборотом подакцизной продукции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 357-2 (частью первой). 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководители (заместители) органа по государственному контролю над производством и оборотом подакцизной продукции. Кодекс дополнен статьей 576-2 в соответствии с Законом РК от 05.12.03 г. № 506-II; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.03.07 г. № 240-III (см. стар. ред.) Статья 576-2. Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан 1. Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 367 настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе начальники территориальных органов уголовно-исполнительной системы по областям и их заместители, начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов. Кодекс дополнен статьей 576-3 в соответствии с Законом РК от 05.12.03 г. № 506-II Статья 576-3. Органы национальной безопасности Республики Казахстан 1. Органы национальной безопасности Республики Казахстан рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 367 настоящего Кодекса (за совершение правонарушений в следственных изоляторах системы органов национальной безопасности). 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе начальники следственных изоляторов органов национальной безопасности.
Кодекс дополнен статьей 576-4 в соответствии с Законом РК от 21.07.07 г. № 299-III; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 314-III (введен в действие с 1 января 2008 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.08 г. № 59-IV (введены в действие по истечении шести месяцев со дня введения в действие Закона) (см. стар. ред.) Статья. 576-4. Местные исполнительные органы 1. Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 309-1 (частями пятой, шестой), 309-4 (частями четвертой, пятой, шестой, седьмой), 357-2 (частью первой) настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе аким области (города республиканского значения, столицы) и его заместители.
Кодекс дополнен статьей 576-5 в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 320-III (введен в действие с 9 августа 2007 г.) Статья 576-5. Уполномоченный орган в области образования 1. Уполномоченный орган в области образования рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 311-1 (части первая-шестая), 357-2 (часть первая) настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководитель уполномоченного органа в области образования и его заместители, руководители территориальных органов уполномоченного органа в области образования и их заместители.
Кодекс дополнен статьей 576-6 в соответствии с Законом РК от 05.07.08 г. № 59-IV (введено в действие по истечении шести месяцев со дня введения в действие Закона) Статья 576-6. Уполномоченный орган в области туристской деятельности 1. Уполномоченный орган в области туристской деятельности рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 357-2 (частью первой) настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководитель уполномоченного органа в области туристской деятельности и его заместители.
Кодекс дополнен статьей 576-7 в соответствии с Законом РК от 04.05.09 г. № 157-IV (введен в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования) Статья 576-7. Уполномоченный орган в сфере игорного бизнеса 1. Уполномоченный орган в сфере игорного бизнеса рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 357-2 (частью первой). 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководитель уполномоченного органа в сфере игорного бизнеса и его заместители.
Производство по делам об административных правонарушениях Глава 33 Основные положения Статья 577. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Статья 578. Порядок производства по делам об административных правонарушениях 1. Порядок производства по делам об административных правонарушениях судьями и органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, определяется настоящим Кодексом. 2. Порядок наложения судом административных взысканий в процессе рассмотрения уголовного или гражданского дела определяется положениями настоящего Кодекса и соответственно Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан и Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. 1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом (должностным лицом), в производстве которого находится данное дело. 2. Ходатайство заявляется в письменном виде и подлежит немедленному рассмотрению. 3. Решение об удовлетворении ходатайства либо об отказе в его удовлетворении выносится в виде определения. В статью 580 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.) Статья 580. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении 1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствия события административного правонарушения; См.: Письмо НК МФ РК от 11 февраля 2008 года № НК-УНА-4-13/1316, Письмо НК МФ РК от 1 февраля 2007 года № НК-УНА-4-13/892 2) отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения нарушения возраста, предусмотренного настоящим Кодексом, для привлечения к административной ответственности, или невменяемости физического лица, совершившего противоправное действие; 3) отмены закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность; 4) утраты силы закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность вследствие признания их Конституционным Советом Республики Казахстан не соответствующими Конституции Республики Казахстан; 5) истечения сроков давности привлечения к административной ответственности; См.: Письмо НК МФ РК от 9 февраля 2005 года № НК-ЮУ-3-14/1019 6) наличия по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления судьи, органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по тому же факту постановления о возбуждении уголовного дела; 7) смерти физического лица, в отношении которого ведется производство по делу; 8) в случае возникновения технических ошибок в программном обеспечении, подтвержденных уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые привели к неисполнению налогоплательщиком налогового обязательства по представлению форм налоговой отчетности в электронном виде в срок, установленный законодательством Республики Казахстан; 9) в иных случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан. 2. Производство по делу об административном правонарушении прекращается по основанию, предусмотренному подпунктом 2) части первой настоящей статьи, и в случае, когда причинение вреда является правомерным либо деяние совершено при обстоятельствах, которые в соответствии с главой 5 настоящего Кодекса исключают административную ответственность. См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об административных правонарушениях»
Статья 581. Обстоятельства, позволяющие не привлекать к административной ответственности Производство по делу об административном правонарушении может быть прекращено в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьями 67, 68, а также в случае передачи материала прокурору, органу предварительного следствия или дознания в связи с наличием в деянии признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Статья 582. Прокурорский надзор В соответствии со статьей 83 Конституции Республики Казахстан высший надзор за точным и единообразным применением законов в процессе производства по делам об административных правонарушениях от имени государства осуществляется Генеральным прокурором Республики Казахстан как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров. См.: Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 21 декабря 1995 г. № 2709 «О Прокуратуре Республики Казахстан», Инструкцию о прокурорском надзоре за законностью судебных актов по административным делам.
Статья 583. Полномочия прокурора по обеспечению законности производства по делам об административных правонарушениях 1. По результатам проверок производства по делам об административных правонарушениях прокурор вправе: 1) вносить в суд, иному уполномоченному органу или его должностному лицу протест на постановление по делу об административном правонарушении; 2) давать письменные указания уполномоченным должностным лицам и органам (кроме суда) о производстве дополнительной проверки; 3) требовать от уполномоченных органов проведения проверки в подконтрольных или подведомственных им организациях; 4) в установленных законом случаях прекращать производство об административном правонарушении; 5) приостанавливать исполнение постановления об административном взыскании; 6) выносить постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию; 7) выносить постановление или требование о снятии любых мер запретительного или ограничительного характера, наложенных должностными лицами полномочных государственных органов в связи с исполнением своих обязанностей в случаях нарушения прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства; 8) выносить постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. 2. Акты прокурора, указанные в подпунктах 6) и 7) части первой настоящей статьи, подлежат немедленному исполнению. Должностные лица, виновные в задержке исполнения указанных актов прокурора, несут ответственность, установленную законом. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности В статью 584 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 314-III (введен в действие с 1 января 2008 г.) (см. стар. ред.) Статья 584. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться с протоколом и другими материалами дела, давать объяснения, делать замечания по содержанию и оформлению протокола, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, при рассмотрении дела выступать на родном языке или языке, которым владеет, и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, протокол об административном правонарушении и постановление по делу, делать выписки из него и снимать копии с имеющихся в деле документов, а также пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными ему настоящим Кодексом. 2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела. 3. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, либо совершение которого влечет административное взыскание в виде административного ареста, конфискации или возмездного изъятия предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, либо конфискации доходов (дивидендов), денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения, а также административного выдворения за пределы Республики Казахстан иностранца либо лица без гражданства или лишения специального права (за исключением права управления транспортными средствами), предоставленного лицу, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. 4. В случае уклонения лиц, указанных в части третьей настоящей статьи, от явки по вызову судьи, органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, это лицо может быть подвергнуто приводу. Определение суда о приводе исполняется судебным приставом или органом внутренних дел; определение органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении, — органом внутренних дел (полицией). 5. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него. См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об административных правонарушениях».
1. Потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. 2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, иметь представителя, обжаловать протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении, пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными ему настоящим Кодексом. 3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела. 4. Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля в порядке, предусмотренном статьей 594 настоящего Кодекса. Если потерпевшим является юридическое лицо, в качестве свидетеля может быть опрошен его законный представитель. Статья 586. Законные представители физического лица 1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно осуществлять свои права, осуществляют их законные представители. 2. Законными представителями физического лица признаются родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица, на попечении или иждивении которых оно находится. 3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан. 4. Законный представитель физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допускается к участию в деле с момента административного задержания лица, привлекаемого к административной ответственности, или составления протокола об административном правонарушении. 5. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц. 6. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, участие его законного представителя обязательно. В случае уклонения от явки законный представитель несовершеннолетнего может быть подвергнут приводу, осуществляемому органом внутренних дел (полицией). В статью 587 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 314-III (введен в действие с 1 января 2008 г.) (см. стар. ред.) Статья 587. Законные представители юридического лица 1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. 2. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, являющееся в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Законные представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц. 3. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. См.: Письмо НК МФ РК от 29 декабря 2005 года № НК-ЮУ-3-14/12292 4. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные об их надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. 5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административное взыскание в виде конфискации или возмездного изъятия предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, либо конфискации доходов (дивидендов), денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения, присутствие законного представителя или защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. 6. В случае уклонения законного представителя юридического лица от явки по вызову судьи, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, указанное лицо может быть подвергнуто приводу органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, органа (должностного лица). 1. Защитник - лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, и оказывающее ему юридическую помощь. 2. В качестве защитников допускаются адвокаты, супруг (супруга), близкие родственники или законные представители лица, привлекаемого к административной ответственности, представители профсоюзов и других общественных объединений по делам членов этих объединений. Иностранные адвокаты допускаются к участию в деле в качестве защитников, если это предусмотрено международным договором Республики Казахстан с соответствующим государством на взаимной основе в порядке, определяемом законодательством. См.: Письмо НК МФ РК от 29 декабря 2005 года № НК-ЮУ-3-14/12292 3. Защитник допускается к участию в деле с момента административного задержания лица, привлекаемого к административной ответственности, или составления протокола об административном правонарушении. 4. Одно и то же лицо не может быть защитником двух лиц, привлекаемых к административной ответственности, если интересы одного из них противоречат интересам другого. 5. Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты лица, привлекаемого к административной ответственности. В статью 589 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.12.03 г. № 506-II (см. стар. ред.) Статья 589. Обязательное участие защитника 1. Участие защитника в производстве по делу об административном правонарушении обязательно в случаях, если: 1) об этом ходатайствует лицо, привлекаемое к административной ответственности; 2) лицо, привлекаемое к административной ответственности, в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту; 3) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не владеет языком, на котором ведется производство; 4) в материалах дела есть данные, позволяющие полагать, что лицу, привлекаемому к административной ответственности, могут быть назначены принудительные меры медицинского характера; 5) лицо, привлекаемое к административной ответственности, является несовершеннолетним. 2. Если при наличии обстоятельств, предусмотренных частью первой настоящей статьи, защитник не приглашен самим лицом, привлекаемым к административной ответственности, его законными представителями, а также другими лицами по его поручению, судья, орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обязаны обеспечить участие защитника на соответствующей стадии производства, о чем ими выносится постановление, обязательное для профессиональной организации адвокатов. Статья 590. Приглашение, назначение, замена защитника, оплата его труда 1. Защитник приглашается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законными представителями, а также другими лицами по поручению или с согласия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе пригласить для защиты нескольких защитников. 2. По просьбе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, участие защитника обеспечивается судьей, органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях. 3. В тех случаях, когда участие избранного или назначенного защитника невозможно в течение двадцати четырех часов, судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, вправе предложить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пригласить другого защитника или принять меры к назначению защитника через коллегию адвокатов или ее структурные подразделения. Судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, не вправе рекомендовать лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пригласить в качестве защитника определенное лицо. 4. В случае административного задержания, если явка защитника, избранного лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, невозможна в течение трех часов, судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, предлагает лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пригласить другого защитника, а в случае отказа принимает меры к назначению защитника через коллегию адвокатов или ее структурные подразделения. 5. Оплата труда адвоката производится в соответствии с законодательством. Судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, при наличии к тому оснований вправе освободить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, полностью или частично от оплаты юридической помощи. В этом случае оплата труда производится за счет государства. 6. Расходы по оплате труда адвокатов могут быть отнесены за счет государства и в случае, предусмотренном частью второй статьи 589 настоящего Кодекса, когда адвокат участвовал по назначению, без заключения соглашения с клиентом в производстве по делу. 7. Защитник представляет судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, в подтверждение своего положения документы, удостоверяющие личность, и в соответствующих случаях: документ, подтверждающий принадлежность к адвокатуре, и ордер юридической консультации на право участия адвоката в данном деле или приравненный к нему по значению документ; решение общественного объединения или его руководящего органа о назначении защитника; документ, подтверждающий родственные отношения с подозреваемым или обвиняемым. Статья 591. Отказ от защитника 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника, что означает его намерение осуществлять свою защиту самостоятельно. Не принимается отказ от защитника по мотивам отсутствия средств для оплаты юридической помощи. Отказ оформляется в письменной форме. 2. Отказ от защитника не лишает лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в деле. Вступление защитника в дело не влечет повторения действий, которые были к этому времени совершены в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении. Статья 592. Полномочия защитника 1. Защитник вправе: знакомиться со всеми материалами дела; участвовать в рассмотрении дела; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; с разрешения судьи, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, задавать вопросы опрашиваемым в процессе рассмотрения дела лицам; обжаловать применение мер обеспечения производства по делу и постановление по делу; пользоваться иными правами, предоставленными ему законом. 2. Защитник не вправе: совершать каких-либо действий против интересов подзащитного и препятствовать осуществлению принадлежащих ему прав; вопреки позиции подзащитного признавать его причастность к административному правонарушению и виновность в его совершении, заявлять о примирении подзащитного с потерпевшим; отзывать поданные подзащитным жалобы и ходатайства; разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с обращением за юридической помощью и ее осуществлением. Статья 593. Представитель потерпевшего 1. Представителями потерпевшего могут быть адвокаты и иные лица, правомочные в силу закона представлять при производстве по делу об административном правонарушении законные интересы потерпевшего. 2. Представители потерпевшего имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими физические и юридические лица в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом. 3. Представитель не вправе совершать каких-либо действий вопреки интересам представляемого лица. 4. Личное участие в деле потерпевшего не лишает его права иметь по этому делу представителя. В статью 594 внесены изменения Законом РК от 28.12.04 г. № 24-III Статья 594. Свидетель 1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для данного дела, если иное не предусмотрено законом. 2. Свидетель вправе: отказаться от дачи показаний против себя, супруга (супруги) или близких родственников; делать заявления и замечания по поводу правильности внесения своих показаний в соответствующий протокол; при рассмотрении дела выступать на родном языке; пользоваться бесплатной помощью переводчика. 3. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, правдиво сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы, удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность внесения его показаний. 4. Свидетель предупреждается об административной ответственности за уклонение или отказ от дачи показаний, дачу заведомо ложных показаний органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, и об уголовной ответственности за совершение этих деяний в суде. 5. В случае уклонения свидетеля от явки по вызову судьи, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, он может быть подвергнут приводу органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, органа (должностного лица). 6. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, обязательно участие педагога или психолога. В случае необходимости опрос производится в присутствии законного представителя такого свидетеля. 1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в качестве понятого привлекается совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в исходе дела, способное полно и правильно воспринимать происходящие в его присутствии действия. 2. Участие понятого в производстве по делу об административном правонарушении отражается в протоколах о личном досмотре, досмотре транспортного средства, вещей, изъятии документов и вещей, находящихся при физическом лице, осмотра территорий, помещений и имущества, принадлежащих юридическому лицу, изъятия документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу. 3. Понятой обязан явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, принять участие в производстве по этому делу и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе факт осуществления действий, производящихся с его участием, их содержание и результаты. 4. Понятой имеет право делать заявления и замечания по поводу производимого действия, подлежащие занесению в протокол. 5. В случае необходимости понятой может быть допрошен в качестве свидетеля в порядке, предусмотренном статьей 594 настоящего Кодекса. В статью 596 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.07.06 г. № 151-III (см. стар. ред.) Статья 596. Специалист 1. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть назначено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств, а также в применении технических средств. 2. Специалист вправе: знать цель своего вызова; отказаться от участия в производстве по делу, если не обладает соответствующими специальными знаниями и навыками; знакомиться с материалами дела, относящимися к процессуальному действию, совершаемому с его участием; с разрешения судьи, органа (должностного лица), в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы участникам процессуального действия; в рамках процессуального действия проводить исследование, за исключением сравнительных, материалов дела с отражением его хода и результатов в протоколе либо официальном документе, являющемся частью протокола процессуального действия; знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он принимал участие, и делать подлежащие занесению в протокол заявления и замечания относительно полноты и правильности фиксации хода и результатов проводившихся при его участии действий. 3. Специалист обязан: явиться по вызову судьи, органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении; участвовать в процессуальном действии, используя специальные знания, навыки и научно-технические средства; давать пояснения по поводу совершаемых им действий; удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты. Статья 597 изменена Законом РК от 6.11.01 г. № 251-II (см. стар. ред.) Статья 597. Эксперт 1. В качестве эксперта может быть вызвано не заинтересованное в деле лицо, обладающее специальными научными знаниями. Производство судебной экспертизы может быть поручено: 1) сотрудникам органов судебной экспертизы; 2) лицам, осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии; 3) в разовом порядке иным лицам в соответствии с требованиями закона. 2. Эксперт вправе: отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также если представленные материалы недостаточны для дачи заключения; знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, и заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; с разрешения судьи, органа (должностного лица), в производстве которых находится дело об административном правонарушении, участвовать в производстве процессуальных действий и задавать их участникам вопросы, относящиеся к предмету экспертизы; указывать в заключении обстоятельства, имеющие значение для дела, установленные при производстве экспертизы по его инициативе. 3. Эксперт обязан: явиться по вызову судьи, органа (должностного лица), в производстве которых находится дело об административном правонарушении; дать объективное и обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также показания по вопросам, связанным с проведенным исследованием и данным заключением. 4. За дачу заведомо ложного заключения в суде эксперт несет уголовную ответственность. 5. Эксперт, являющийся сотрудником органа судебной экспертизы, считается по роду своей деятельности ознакомленным с его правами и обязанностями и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в суде. 1. В качестве переводчика назначается любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками (понимающее знаки немого или глухого), знания которых необходимы для перевода при производстве по делу об административном правонарушении. 2. Переводчик назначается судьей, органом (должностным лицом), в производстве которых находится дело об административном правонарушении. 3. Переводчик вправе: отказаться от участия в производстве по делу, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода; задавать присутствующим при осуществлении перевода лицам вопросы для уточнения перевода; знакомиться с протоколом процессуального действия, в производстве которого он участвовал, и делать подлежащие занесению в протокол замечания относительно полноты и правильности фиксации перевода. 4. Переводчик обязан: явиться по вызову судьи, органа (должностного лица), в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и выполнить полно и точно порученный ему перевод; удостоверить верность перевода своей подписью в соответствующем протоколе. 5. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо ложного перевода при рассмотрении дела об административном правонарушении органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, и об уголовной ответственности за совершение этого деяния в суде. 6. Правила настоящей статьи распространяются на привлеченное к участию в деле об административном правонарушении лицо, понимающее знаки немого или глухого. 1. В целях реализации своих полномочий, предусмотренных статьей 583 настоящего Кодекса, прокурор вправе участвовать в производстве по делам об административных правонарушениях. При этом прокурор представляет доказательства и участвует в их исследовании; излагает суду, органу (должностному лицу), рассматривающему дело, свое мнение о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также по другим вопросам, возникающим в процессе рассмотрения дела; высказывает суду, органу (должностному лицу), рассматривающему дело, предложение о применении положений закона и наложении административного взыскания либо освобождении от него. 2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним лицом, а также правонарушения, влекущего административный арест. В его отсутствие такое дело может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о своевременном извещении прокурора о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. Статья 600. Ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей 1. Неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных статьями 594, 596, 597, 598 настоящего Кодекса, свидетелем, специалистом, экспертом и переводчиком влечет административную ответственность, установленную в статьях 515, 516, 517 настоящего Кодекса. 2. В случае совершения действий, указанных в части первой настоящей статьи, при рассмотрении дела об административном правонарушении, жалобы или протеста на постановление по делу в протоколах рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу производится соответствующая запись. |