Юридические услуги в Алматы, Коллекторские услуги, Коллекторское агенство в Алматы
Таможенный кодекс РК

ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2009 г.)

См. о внесении изменений в настоящий Кодекс:

Закон РК от 12 января 2007 года № 224-III (вводятся в действие по истечении трех лет шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона);

Закон РК от 11 июля 2009 года № 184-IV (вводится в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования)

 

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ (СТАТЬИ 1 - 32)

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (СТАТЬИ 1 - 15)

Глава 1. Основные положения (статьи 1 - 7)

Глава 2. Основные положения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан (статьи 8 - 15)

РАЗДЕЛ 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (СТАТЬИ 16 - 26)

Глава 3. Структура и деятельность таможенных органов Республики Казахстан (статьи 16 - 22)

Глава 4. Полномочия таможенных органов (статьи 23 - 26)

РАЗДЕЛ 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (СТАТЬИ 27 - 32)

Глава 5. Взаимоотношения таможенных органов с государственными органами, участниками внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела (статьи 27 - 29)

Глава 6. Информирование и консультирование в сфере (статьи 30 - 32)

таможенного дела

2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ (СТАТЬИ 33 - 429)

РАЗДЕЛ 4. СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ. ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ (СТАТЬИ 33 - 52)

Глава 7. Определение страны происхождения товаров (статьи 33 - 43)

Глава 8. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (статьи 44 - 46)

Глава 9. Предварительное решение (статьи 47 - 52)

РАЗДЕЛ 5. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕДУРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (СТАТЬИ 53 - 115)

Глава 10. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан (статьи 53 - 60)

Глава 11. Таможенный перевозчик (статьи 61 - 70)

Глава 12. Внутренний таможенный транзит (статьи 71 - 86)

Глава 13. Временное хранение (статьи 87 - 111)

Глава 14. Таможенные процедуры при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан (статьи 112 - 115)

РАЗДЕЛ 6. ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ ТОВАРОВ (СТАТЬИ 116 - 253)

Глава 15. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам (статьи 116 - 118)

Глава 16. Выпуск товаров для свободного обращения (статьи 119 - 120)

Глава 17. Реимпорт товаров (статьи 121 - 123)

Глава 18. Таможенный склад (статьи 124 - 140)

Глава 19. Магазин беспошлинной торговли (статьи 141 - 151)

Глава 20. Переработка товаров на таможенной территории (статьи 152 - 163)

Глава 21. Переработка товаров для свободного обращения (статьи 164 - 172)

Глава 22. Переработка товаров вне таможенной территории (статьи 173 - 187)

Глава 23. Временный ввоз товаров и транспортных средств (статьи 188 - 196)

Глава 24. Временный вывоз товаров и транспортных средств (статьи 197 - 205)

Глава 25. Экспорт товаров (статьи 206 - 208)

Глава 26. Реэкспорт товаров (статьи 209 - 211)

Глава 27. Транзит товаров (статьи 212 - 219)

Глава 28. Уничтожение товаров (статьи 220 - 224)

Глава 29. Отказ от товара в пользу государства (статьи 225 - 228)

Глава 30. Свободная таможенная зона (статьи 229 - 237)

Глава 31. Свободный склад (статьи 238 - 251)

Глава 32. Специальный таможенный режим (статьи 252 - 253)

РАЗДЕЛ 7. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ (СТАТЬИ 254 - 289)

Глава 33. Перемещение транспортных средств (статьи 254 - 262)

Глава 34. Перемещение товаров и транспортных средств физическими лицами (статьи 263 - 270)

Глава 35. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (статьи 271 - 276)

Глава 36. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц (статьи 277 - 289)

РАЗДЕЛ 8. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ И НАЛОГИ (СТАТЬИ 290 - 358)

Глава 37. Общие положения (статьи 290 - 299)

Глава 38. Исчисление таможенных платежей и налогов (статьи 300 - 304)

Глава 39. Определение таможенной стоимости товаров (статьи 305 - 321-1)

Глава 40. Сроки и порядок уплаты таможенных платежей (статьи 322 - 328)

Глава 41. Льготы по таможенным платежам (статьи 329 - 331)

Глава 42. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин (статьи 332 - 337)

Глава 43. Обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов (статьи 338 - 345)

Глава 44. Возврат и зачет таможенных платежей и налогов (статьи 346 - 347)

Глава 45. Взыскание задолженности и пени (статьи 348 - 358)

РАЗДЕЛ 9. ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ (СТАТЬИ 359 - 409)

Глава 46. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению (статьи 359 - 369)

Глава 47. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному оформлению (статьи 370 - 371)

Глава 48. Декларирование товаров (статьи 372 - 385)

Глава 49. Дополнительные положения, относящиеся к декларированию товаров (статьи 386 - 389)

Глава 50. Выпуск товаров (статьи 390 - 393-1)

Глава 51. Таможенный брокер (статьи 394 - 409)

РАЗДЕЛ 10. ЗАЩИТА ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ (СТАТЬИ 410 - 420-1)

Глава 52. Основания для защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами (статьи 410 - 414)

Глава 53. Особенности таможенного оформления и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (статьи 415 - 420-1)

РАЗДЕЛ 11. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (СТАТЬИ 421 - 429)

Глава 54. Ведение таможенной статистики (статьи 421 - 423)

Глава 55. Информационные системы и информационные технологии (статьи 424 - 429)

3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ (СТАТЬИ 430 - 531)

РАЗДЕЛ 12. ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ (СТАТЬИ 430 - 479)

Глава 56. Таможенный контроль (статьи 430 - 440)

Глава 57. Формы и порядок проведения таможенного контроля (статьи 441 - 452)

Глава 58. Таможенная экспертиза (статьи 453 - 458)

Глава 59. Посттаможенный контроль участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела (статьи 459 - 467)

Глава 60. Оценка и управление рисками (статьи 468 - 470)

Глава 61. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю (статьи 471 - 479)

РАЗДЕЛ 13. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ (СТАТЬИ 480 - 484)

Глава 62. Функции таможенных органов в области валютного контроля (статьи 480 - 481)

Глава 63. Экспортный контроль, осуществляемый таможенными органами (статьи 482 - 484)

РАЗДЕЛ 14. ОБРАЩЕНИЕ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА (СТАТЬИ 485 - 492)

Глава 64. Обращение товаров и транспортных средств в собственность государства (статьи 485 - 487)

Глава 65. Порядок распоряжения товарами и транспортными средствами, обращенными в собственность государства таможенными органами (статьи 488 - 492)

РАЗДЕЛ 15. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ (СТАТЬИ 493 - 531)

Глава 66. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа и должностного лица таможенного органа (статьи 493 - 497)

Глава 67. Рассмотрение жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа и должностного лица таможенного органа (статьи 498 - 502)

Глава 68. Упрощенный порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа и должностного лица таможенного органа (статьи 503 - 504)

РАЗДЕЛ 16. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ (СТАТЬИ 505 - 531)

Глава 69. Порядок прохождения службы в таможенных органах (статьи 505 - 516)

Глава 70. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (статьи 517 - 521)

Глава 71. Материальное обеспечение и социальная защита должностных лиц таможенных органов (статьи 522 - 526)

Глава 72. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц (статьи 527 - 528)

Глава 73. Заключительные и переходные положения (статьи 529 - 531)

По всему тексту слова «уполномоченный орган по вопросам таможенного дела», «уполномоченным органом по вопросам таможенного дела», «уполномоченного органа по вопросам таможенного дела», «Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела», «уполномоченном органе по вопросам таможенного дела» заменены словами «уполномоченный орган», «уполномоченным органом», «уполномоченного органа», «Уполномоченный орган», «уполномоченном органе» в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III (см. стар. ред.)

Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в Республике Казахстан и направлен на защиту суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан, активизацию связей казахстанской экономики в системе мировых экономических отношений и либерализацию внешнеэкономической деятельности.

1. Общая часть

Раздел 1. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Таможенное дело в Республике Казахстан

Таможенное дело в Республике Казахстан включает в себя порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан, таможенного оформления и таможенного контроля, применения таможенных режимов, взимания таможенных платежей и налогов, ведения борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела и другие средства реализации таможенной политики, основанные на властных отношениях между государством и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую и иную деятельность.

Статья 2. Сфера таможенного дела

1. Сфера таможенного дела - область государственного регулирования по применению таможенного дела при реализации таможенной политики Республики Казахстан.

2. Отношения, затрагивающие сферу таможенного дела, не урегулированные настоящим Кодексом, регулируются иными законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 3. Таможенная политика Республики Казахстан

1. В Республике Казахстан осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Казахстан.

2. Таможенная политика относится к ведению центральных исполнительных органов Республики Казахстан в пределах их полномочий.

3. Основными целями таможенной политики Республики Казахстан являются стимулирование развития экономики и защита экономических интересов Республики Казахстан, обеспечение эффективного таможенного контроля и иные цели, установленные законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 4. Таможенное законодательство Республики Казахстан

1. Таможенное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

Статья 5. Действие таможенного законодательства Республики Казахстан во времени

1. В сфере таможенного дела применяется таможенное законодательство Республики Казахстан, действующее на день регистрации таможенным органом Республики Казахстан таможенной декларации и документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан с нарушением требований, установленных настоящим Кодексом, применяется таможенное законодательство Республики Казахстан, действующее на день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.

3. Если день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан определить невозможно, применяется таможенное законодательство Республики Казахстан, действующее на день обнаружения правонарушений в сфере таможенного дела.

Статья 6. Таможенная территория и таможенная граница Республики Казахстан

1. Таможенную территорию Республики Казахстан составляют сухопутная территория, территориальные воды (море) и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также находящиеся на континентальном шельфе Республики Казахстан искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела.

2. Территория специальной экономической зоны, созданная на территории Республики Казахстан, является частью таможенной территории Республики Казахстан.

3. Пределы таможенной территории Республики Казахстан, а также периметры специальных экономических зон являются таможенной границей Республики Казахстан. Таможенная граница - линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы таможенной территории Республики Казахстан.

4. Таможенная граница может совпадать с Государственной границей Республики Казахстан.

Статья 7. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе:

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

1) выпуск товаров и транспортных средств - действия таможенных органов Республики Казахстан по разрешению лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами и транспортными средствами в соответствии с условиями определенного таможенного режима;

2) грузовые операции - транспортировка, погрузка, разгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки, упаковка, переупаковка и принятие для перевозки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, отбор проб и образцов таких товаров, вскрытие помещений и других мест, где могут находиться указанные товары;

3) действие непреодолимой силы - чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие, препятствующее совершению определенных действий, предусмотренных таможенным законодательством Республики Казахстан;

4) декларант - лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный брокер, декларирующий, представляющий и предъявляющий товары и транспортные средства от своего имени;

5) декларирование - заявление сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан и (или) находящихся под таможенным контролем;

6) иностранное лицо - лицо, не указанное в подпункте 8) настоящей статьи;

7) иностранный товар - товар, не указанный в подпункте 9) настоящей статьи;

8) казахстанское лицо - гражданин Республики Казахстан, лицо без гражданства, имеющее постоянное место жительства в Республике Казахстан, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

9) казахстанский товар - товар, полностью произведенный в Республике Казахстан, переработанный в Республике Казахстан в соответствии с критериями достаточной переработки, выпущенный для свободного обращения на территории Республики Казахстан, обращенный в собственность государства в соответствии с настоящим Кодексом;

В подпункт 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III (см. стар. ред.)

10) коммерческие документы - счета-фактуры, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы, а также другие документы, подтверждающие сведения о товарах, в том числе стоимость товаров и используемые в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;

11) консолидированная перевозка - перевозка, когда в одном транспортном средстве одновременно перемещаются товары нескольких отправителей или получателей;

12) лицо - физическое и (или) юридическое лицо;

13) лицо, перемещающее товары, - лицо, совершающее внешнеэкономическую сделку от собственного имени либо по поручению другого лица; лицо, имеющее право пользования и владения на территории Республики Казахстан товарами, находящимися под таможенным контролем, если перемещение товаров через таможенную границу Республики Казахстан осуществляется без совершения внешнеэкономической сделки казахстанским лицом;

В подпункт 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III (см. стар. ред.)

14) меры нетарифного регулирования - запреты и ограничения на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, квотирование, лицензирование, подтверждение соответствия стандартам и требованиям по безопасности товаров (в том числе технические, фармакологические, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, фитосанитарные, радиационные, экологические стандарты) и иные требования, устанавливаемые законодательными актами Республики Казахстан и (или) нормативными постановлениями Правительства Республики Казахстан;

15) меры тарифного регулирования - установленные Правительством Республики Казахстан меры, обеспечивающие государственное регулирование внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, с использованием таможенного тарифа при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;

16) налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимание которых возложено на таможенные органы Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;

17) обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов - установленные настоящим Кодексом способы исполнения обязательств по уплате предусмотренных настоящим Кодексом таможенных платежей и налогов;

18) перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозу с таможенной территории Республики Казахстан товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи;

19) перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства;

20) получатель товаров - лицо, указанное в товаросопроводительных документах, которому перевозчик обязан доставить товары, находящиеся под таможенным контролем;

21) пункт пропуска - территория (часть территории) в пределах автомобильного, железнодорожного вокзала, станции, аэропорта, аэродрома, морского, речного порта либо иного оборудованного места, определенная Правительством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан, для пропуска лиц, товаров и транспортных средств через государственную (таможенную) границу Республики Казахстан;

22) специализированные таможенные учреждения - государственные учреждения, создаваемые Правительством Республики Казахстан для решения задач в сфере таможенного дела;

23) средства электронной цифровой подписи - совокупность программных и технических средств, используемых для создания и проверки подлинности электронной цифровой подписи;

24) таможенное администрирование - совокупность организационно-правовых и иных действий и мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан;

25) таможенная декларация - документ, подтверждающий в письменном и (или) электронном виде заявленные декларантом сведения о товарах и транспортных средствах;

В подпункт 26 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

26) таможенная инфраструктура - здания и сооружения, создающие условия для функционирования таможенных органов Республики Казахстан, а также предназначенные для социального обслуживания должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан;

В подпункт 27 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.)

27) государственный таможенный контроль (таможенный контроль) - деятельность уполномоченного органа в пределах его компетенции, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан в сфере таможенного дела;

28) таможенное оформление - совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;

29) таможенные операции - отдельные действия, совершаемые в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан как таможенными органами Республики Казахстан, так и лицами, в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;

30) таможенный орган отправления - таможенный орган Республики Казахстан, в котором начинается перевозка товаров и транспортных средств под таможенным контролем;

31) таможенный орган назначения - таможенный орган Республики Казахстан, в котором завершается перевозка товаров и транспортных средств под таможенным контролем;

32) таможенная пошлина - вид таможенного платежа, взимаемый таможенными органами Республики Казахстан при ввозе товара на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозе товара с указанной территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза;

33) таможенные процедуры - совокупность действий, совершаемых таможенными органами Республики Казахстан и лицами, в сфере таможенного дела в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;

34) таможенный режим - совокупность установленных настоящим Кодексом норм, определяющих статус товаров и транспортных средств в сфере таможенного дела при их перемещении через таможенную границу Республики Казахстан в зависимости от целей перемещения, использования на таможенной территории Республики Казахстан либо за ее пределами;

35) таможенные сборы - виды таможенных платежей, взимаемых таможенными органами Республики Казахстан за таможенное оформление, таможенное сопровождение, а также за хранение товаров и транспортных средств на складах, учреждаемых таможенными органами Республики Казахстан;

36) таможенное сопровождение - сопровождение товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан;

37) таможенный тариф - систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Казахстан;

38) таможенный терминал - специально обустроенное, технически оснащенное и оборудованное место в зоне деятельности таможенного органа Республики Казахстан, предназначенное для совершения таможенного оформления и (или) таможенных операций с товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Казахстан;

39) товар - имущество, перемещаемое через таможенную границу Республики Казахстан, в том числе носители информации, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии, а также транспортные средства, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 43) настоящей статьи;

40) товары, находящиеся под таможенным контролем, - товары, в отношении которых осуществляется таможенный контроль в соответствии с настоящим Кодексом;

41) транспортные документы - международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, багажная ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и иные документы, сопровождающие товары и транспортные средства при перевозках, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан о транспорте и международными договорами Республики Казахстан;

42) товаросопроводительные документы - коммерческие и транспортные документы на товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан;

43) транспортное средство - морское, внутреннее водное, воздушное судно, механическое транспортное средство, используемые для осуществления международных перевозок и включающие в себя предусмотренные для них техническим паспортом или техническим формуляром запасные части, принадлежности и оборудование, горюче-смазочные материалы и охлаждающие жидкости, содержащиеся в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;

Подпункт 44 изложен в редакции Закона РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.); Закона РК от 26.07.07 г. № 312-III (см. стар. ред.)

44) уполномоченный орган — государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере таможенного дела;

45) условный выпуск - выпуск товаров и транспортных средств с ограничениями и условиями по пользованию и распоряжению ими;

46) участник внешнеэкономической деятельности - лицо, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

47) электронный документ - документ, в котором информация предоставлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи;

48) электронная цифровая подпись - набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.

2. Другие специальные понятия таможенного законодательства Республики Казахстан используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

3. Понятия гражданского и других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Глава 2. Основные положения о перемещении товаров и транспортных

средств через таможенную границу Республики Казахстан

В заголовок и пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

Статья 8. Право на ввоз в Республику Казахстан, вывоз из Республики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан товаров и транспортных средств

1. Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Республику Казахстан, вывоз из Республики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

2. Законодательными актами Республики Казахстан и (или) нормативными постановлениями Правительства Республики Казахстан могут быть установлены запреты и ограничения на ввоз в Республику Казахстан, вывоз из Республики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан товаров и транспортных средств, меры тарифного и нетарифного регулирования в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан.

Статья 9. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан

1. При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан условиями перемещения товаров и транспортных средств являются фактическое пересечение таможенной границы и совершение действий, установленных таможенным законодательством Республики Казахстан.

2. При вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Республики Казахстан условием перемещения является подача таможенной декларации или иное действие, направленное на вывоз товаров и транспортных средств. К иным действиям относятся:

1) вход (въезд) физического лица, выезжающего за пределы Республики Казахстан, в зону таможенного контроля;

2) подача лицом, перемещающим товары и транспортные средства, уведомления о вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Республики Казахстан;

3) въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через таможенную границу Республики Казахстан с целью выезда с таможенной территории Республики Казахстан;

4) сдача товаров лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере транспорта, либо международных почтовых отправлений организациям, оказывающим международные почтовые услуги, для отправки за пределы таможенной территории Республики Казахстан.

3. Перемещение через таможенную границу Республики Казахстан валютных ценностей осуществляется в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан и настоящим Кодексом.

Статья 10. Таможенное оформление

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, подлежат таможенному оформлению в порядке и на условиях, предусмотренных таможенным законодательством Республики Казахстан.

Статья 11. Выбор и изменение таможенного режима

1. По выбору лица товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, помещаются под определенный таможенный режим в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Таможенный режим товаров и транспортных средств может быть изменен лицом на другой таможенный режим в зависимости от предназначения и цели использования товаров и транспортных средств, перемещенных через таможенную границу Республики Казахстан, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 12. Соблюдение мер нетарифного регулирования при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан

1. При перемещении через таможенную границу Республики Казахстан товаров и транспортных средств, подлежащих нетарифному регулированию, декларант обязан представить таможенным органам Республики Казахстан документы, подтверждающие соблюдение мер нетарифного регулирования, в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

См. Инструкцию по осуществлению контроля и учета сведений, указанных в лицензиях на перемещение отдельных видов товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.

2. Запрещенные к ввозу и вывозу товары и транспортные средства подлежат немедленному вывозу за пределы таможенной территории Республики Казахстан либо соответственно возврату на указанную территорию, если законодательными актами Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, не предусмотрена конфискация таких товаров и транспортных средств.

Вывоз или возврат товаров и транспортных средств осуществляется лицом, перемещающим товары и транспортные средства, либо перевозчиком.

3. Товары и транспортные средства, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан или к вывозу за пределы указанной территории, выпускаются таможенными органами Республики Казахстан при условии соблюдения требований, установленных законодательными актами или международными договорами Республики Казахстан.

Статья 13. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами

1. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами до их выпуска осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами после их выпуска осуществляются в соответствии с условиями заявленного таможенного режима.

В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

Статья 14. Исключена в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III (см. стар. ред.)

Статья 15. Таможенный контроль

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, подлежат таможенному контролю.

Таможенный контроль осуществляется таможенными органами Республики Казахстан в порядке и формах, установленных настоящим Кодексом.

Раздел 2. Таможенные органы Республики Казахстан

Глава 3. Структура и деятельность таможенных органов

Республики Казахстан

В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.07.04 г. № 592-II

Статья 16. Таможенные органы Республики Казахстан

Таможенные органы Республики Казахстан - государственные органы, в пределах своей компетенции участвующие в реализации таможенной политики и непосредственно осуществляющие таможенное дело в Республике Казахстан, оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, а также выполняющие иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

В заголовок внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

Статья 17. Система таможенных органов Республики Казахстан

1. Единую систему таможенных органов Республики Казахстан (далее таможенные органы) составляют:

1) уполномоченный орган;

2) территориальные подразделения уполномоченного органа по областям (городам республиканского значения, столице) (далее - территориальные подразделения уполномоченного органа);

3) таможни;

4) таможенные посты;

5) контрольно-пропускные пункты на таможенной границе Республики Казахстан;

6) специализированные таможенные учреждения.

2. Для решения задач в сфере таможенного дела уполномоченным органом по решению Правительства Республики Казахстан создаются таможенные лаборатории, кинологические, учебные, вычислительные центры и другие специализированные таможенные учреждения.

3. Уполномоченный орган является юридическим лицом и действует на основании положения, утверждаемого Правительством Республики Казахстан.

4. Территориальные подразделения уполномоченного органа и таможни являются юридическими лицами и действуют на основании положений, утверждаемых уполномоченным органом.

5. Таможенные посты и контрольно-пропускные пункты не являются юридическими лицами и действуют на основании положений, утверждаемых уполномоченным органом.

6. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений уполномоченного органа осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

7. Структура и штатная численность таможенных органов утверждаются уполномоченным органом в пределах лимита штатной численности, утвержденного Правительством Республики Казахстан.

8. Таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и внутренние водные суда имеют опознавательный флаг и опознавательный знак таможенных органов. На автотранспортных средствах и воздушных судах, находящихся в распоряжении таможенных органов, размещается опознавательный знак таможенных органов. Описание и порядок применения опознавательного флага и опознавательного знака таможенных органов утверждаются Правительством Республики Казахстан.

9. Таможенные органы имеют соответствующую таможенную инфраструктуру.

Кодекс дополнен статьей 17-1 в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III

Статья 17-1. Функции уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

1) ведет таможенную политику в Республике Казахстан;

2) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Кодексом;

3) осуществляет руководство таможенными органами;

4) определяет полномочия ведомства, входящего в его состав;

5) разрабатывает и создает информационные системы, системы связи и системы передач данных, технических средств таможенного контроля, а также средств защиты информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) осуществляет лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов по обеспечению ими лицензионных требований в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан о лицензировании;

7) принимает решение о выдаче решений, разрешений на осуществление деятельности в сфере таможенного дела в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;

8) осуществляет таможенное администрирование в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан;

9) осуществляет таможенный контроль за перемещением через таможенную границу Республики Казахстан товаров и транспортных средств;

10) обеспечивает на постоянной основе своевременное информирование участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, в том числе об изменениях и дополнениях в таможенном законодательстве Республики Казахстан, в порядке, установленном настоящим Кодексом;

Статья дополнена подпунктом 11 в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV

11) разрабатывает и утверждает формы ведомственной статистической отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве».

Статья 18. Принципы деятельности таможенных органов

Деятельность таможенных органов строится на принципах:

1) законности;

2) обеспечения права на защиту и равенства перед законом, уважения и соблюдения прав участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;

3) гласности.

См.: Приказ Агентства таможенного контроля Республики Казахстан Об утверждении текста Декларации таможенных органов Республики Казахстан от 14 июля 2003 года № 345.

Статья 19. Задачи таможенных органов

Задачами таможенных органов являются:

1) участие в разработке и реализации таможенной политики Республики Казахстан;

2) обеспечение в пределах своей компетенции суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан;

3) обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

4) обеспечение соблюдения мер тарифного и нетарифного регулирования, установленных законодательством Республики Казахстан в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;

5) защита прав и интересов участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;

6) борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

7) осуществление и совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан;

8) осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

9) обеспечение выполнения международных обязательств Республики Казахстан и участие в разработке международных договоров Республики Казахстан в сфере таможенного дела; осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями по вопросам таможенного дела;

10) участие в реализации единой бюджетной политики, развитии материально-технической и социальной базы таможенных органов;

11) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

Подпункт 12 изложен в редакции Закона РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

12) проведение радиационного контроля в пунктах пропуска товаров и транспортных средств через государственную (таможенную) границу Республики Казахстан;

13) выполнение иных задач, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 20. Места нахождения таможенных органов

1. Места нахождения таможенных органов определяются уполномоченным органом, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов и (или) участников внешнеэкономической и иной деятельности.

2. Таможенные органы располагаются в помещениях, принадлежащих непосредственно таможенным органам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Таможенные органы в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, могут располагаться на территории и (или) в помещениях, принадлежащих лицам, осуществляющим деятельность в качестве таможенного брокера, таможенного перевозчика, владельцам складов временного хранения, таможенных и (или) свободных складов, а также на территории и (или) в помещениях таможенных терминалов, аэропортов, портов, железнодорожных и автомобильных станций, вокзалов и участников внешнеэкономической деятельности.

В таких случаях необходимые территории и (или) помещения таможенным органам предоставляются на договорной основе в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Республики Казахстан.

4. Земельные участки для таможенных органов предоставляются в землепользование в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 21. Места проведения таможенных процедур

Таможенные процедуры с товарами и транспортными средствами осуществляются в зонах таможенного контроля, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Статья 22. Время работы таможенных органов

1. Время работы таможенных органов определяется уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан с учетом условий, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Время работы таможенных органов в портах, аэропортах, железнодорожных станциях и иных пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан должно быть согласовано со временем работы других контролирующих органов и служб в этих местах.

3. Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан по возможности должно совпадать со временем работы таможенных органов иностранных государств, имеющих совместную таможенную границу с Республикой Казахстан.

Глава 4. Полномочия таможенных органов

В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.07.04 г. № 592-II

Статья 23. Права таможенных органов

Таможенные органы вправе:

1) в пределах своих полномочий издавать нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Кодексом;

2) запрашивать и получать от государственных органов и органов иностранных государств, участников внешнеэкономической и иной деятельности необходимую информацию, документы, сведения, относящиеся к сфере таможенного дела;

3) осуществлять лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов по обеспечению ими лицензионных требований в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан о лицензировании;

4) предъявлять иски в суды в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

5) в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан задерживать и доставлять в служебные помещения таможенных или правоохранительных органов Республики Казахстан лиц, совершивших правонарушения или подозреваемых в совершении преступления;

6) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

7) направлять официальных представителей таможенных органов в иностранные государства на основе соответствующих международных договоров Республики Казахстан;

8) разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

9) приобретать товары, включая оружие, специальные технические и иные средства для выполнения функций, возложенных на таможенные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

10) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности.

Статья 24. Обязанности таможенных органов

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

1. Таможенные органы обязаны:

1) соблюдать законные права участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела и защищать интересы государства;

2) рассматривать жалобы на решения, действия (бездействие) нижестоящего таможенного органа и должностных лиц таможенного органа;

3) содействовать в пределах своих полномочий развитию внешней торговли и экономики Республики Казахстан, способствовать ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан;

4) осуществлять таможенный контроль за перемещением через таможенную границу Республики Казахстан товаров и транспортных средств;

5) осуществлять дознание по делам о преступлениях в сфере таможенного дела в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;

6) рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере таможенного дела и налагать административные взыскания в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

7) оказывать в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической и иной деятельности содействие в реализации их прав;

В подпункт 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

8) обеспечивать полноту взимания и своевременность перечисления в бюджет таможенных платежей и налогов;

В подпункт 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

9) взыскивать суммы таможенных платежей и налогов, не уплаченных в установленные сроки в бюджет, а также пеню по ним в порядке, установленном настоящим Кодексом;

10) принимать решения о выдаче лицензий, решений, разрешений, квалификационных аттестатов на осуществление деятельности в сфере таможенного дела в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;

11) осуществлять ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Республики Казахстан;

12) обеспечивать сохранность товаров и транспортных средств, обращенных в собственность государства;

13) обеспечивать в пределах своей компетенции охрану таможенной границы Республики Казахстан и контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля;

14) обеспечивать безопасность деятельности таможенных органов, защиту должностных лиц таможенных органов и членов их семей от противоправных действий в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

15) проводить работу по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений со стороны должностных лиц таможенных органов в пределах своей компетенции;

16) осуществлять сбор и анализ информации о совершении правонарушений в сфере таможенного дела;

17) исполнять в пределах своей компетенции судебные акты, письменные поручения прокуроров, а также других лиц правоохранительных органов, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;

18) осуществлять во взаимодействии с органами национальной безопасности и другими соответствующими государственными органами меры по обеспечению защиты Государственной границы Республики Казахстан;

19) оказывать содействие органам налоговой службы и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении правонарушений в области налогового, валютного и иного законодательства Республики Казахстан;

20) обеспечивать на постоянной основе своевременное информирование участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, в том числе об изменениях и дополнениях в таможенном законодательстве Республики Казахстан, в порядке, установленном настоящим Кодексом;

21) обеспечивать своевременное рассмотрение и представление ответов или совершение иных действий, вытекающих из поступающих запросов и предложений в сфере таможенного дела;

22) осуществлять безвозмездно консультирование в сфере таможенного дела;

23) осуществлять таможенное администрирование в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

См.: Письмо МФ РК от 25 января 2007 года № КТК-1-4-10/738

2. При выявлении таможенными органами правонарушений, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан к компетенции других государственных органов, таможенные органы в сроки, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан, обязаны передать материалы соответствующим государственным органам.

Статья 25. Обязательность исполнения требований таможенных органов

1. Требования таможенных органов и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми лицами, в отношении которых предъявляются указанные требования в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

2. Неисполнение требований таможенных органов и их должностных лиц, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на должностных лиц таможенных органов обязанностей, влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 26. Отношение к информации в сфере таможенного дела

1. Сведения, представленные таможенным органам другими государственными органами, участниками внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, используются исключительно в сфере таможенного дела в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III (см. стар. ред.)

2. Сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, в том числе касающиеся и используемые при оценке и управлении рисками, а также конфиденциальная информация, касающаяся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, не могут разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, а также не могут передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Таможенные органы по официальным запросам представляют сведения следующим государственным органам Республики Казахстан:

1) правоохранительным органам - в целях преследования по закону лиц, совершивших правонарушения в сфере таможенного дела;

2) судам - по их истребованию;

3) субъектам оперативно-розыскной деятельности - по находящимся в их производстве материалам в порядке, определяемом совместными актами уполномоченного органа и соответствующих субъектов оперативно-розыскной деятельности;

4) иным государственным органам Республики Казахстан - в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

4. Таможенные органы представляют сведения таможенным или правоохранительным органам других государств и международным организациям в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

5. Государственные органы обеспечивают конфиденциальность полученной ими информации в соответствии с законами Республики Казахстан.

Раздел 3. Взаимоотношения таможенных органов с государственными

органами, участниками внешнеэкономической и иной деятельности в сфере

таможенного дела

Глава 5. Взаимоотношения таможенных органов с государственными

органами, участниками внешнеэкономической и иной деятельности в сфере

таможенного дела

Статья 27. Взаимодействие таможенных органов с государственными органами

1. Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с другими государственными органами в порядке, определяемом законодательными актами Республики Казахстан, а также на основании совместных актов соответствующих государственных органов или по согласованию с указанными органами.

См.: Совместное письмо НК МФ РК от 9 октября 2006 года № НК-УНА-3-16/9274 и КТК МФ РК от 10 октября 2006 года № КТК-2-1-13/10318

2. Таможенные органы обеспечивают координацию действий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.

3. Запрещается вмешиваться в деятельность таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 28. Взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической и иной деятельности, общественными объединениями и иными заинтересованными лицами в сфере таможенного дела

1. В целях совершенствования таможенного дела в Республике Казахстан и внедрения эффективных методов таможенного администрирования таможенные органы взаимодействуют с участниками внешнеэкономической и иной деятельности, общественными объединениями и иными заинтересованными лицами в сфере таможенного дела.

2. Уполномоченный орган вправе привлекать к участию в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической и иной деятельности, общественные объединения и иных заинтересованных лиц в сфере таможенного дела.

3. Участники внешнеэкономической и иной деятельности, общественные объединения и иные заинтересованные лица в сфере таможенного дела могут выступать в качестве лиц, обеспечивающих исполнение обязательств в соответствии с требованиями, установленными главой 43 настоящего Кодекса.

Статья 29. Сотрудничество таможенных органов с таможенными и иными органами иностранных государств и международными организациями

Таможенные органы при осуществлении своих функций сотрудничают с таможенными и иными органами иностранных государств и международными организациями в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

Глава 6. Информирование и консультирование в сфере

таможенного дела

Статья 30. Информирование в сфере таможенного дела

1. Информирование в сфере таможенного дела осуществляется путем официального опубликования уполномоченным органом нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере таможенного дела в периодических печатных изданиях в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Информирование в сфере таможенного дела осуществляется также с использованием устных разъяснений и объявлений, информационных стендов, табло, буклетов и иных печатных материалов, а также видео-, аудио- и других технических средств, применяемых для распространения информации, в том числе для общедоступного и бесплатного ознакомления в следующих местах:

1) пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан;

2) аэропортах, железнодорожных и автомобильных станциях, водных портах;

3) на борту автотранспортных средств, воздушных и водных судов, выполняющих международные перевозки;

4) зонах таможенного контроля, определяемых настоящим Кодексом, а также иных местах, определяемых таможенными органами.

3. Таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ участникам внешнеэкономической и иной деятельности к информации о нормативных правовых актах Республики Казахстан в сфере таможенного дела с использованием информационных технологий в порядке, установленном уполномоченным органом.

См.: Приказ Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан  от 29 января 2004 года № 56 «О создании информационно-консультативных пунктов»

Статья 31. Консультирование в сфере таможенного дела

1. Консультированием в сфере таможенного дела является разъяснение таможенными органами участникам внешнеэкономической и иной деятельности положений таможенного законодательства Республики Казахстан.

2. Консультирование в сфере таможенного дела осуществляется по месту расположения таможенных органов и в период времени работы таможенных органов.

3. Консультирование таможенными органами производится в письменной форме при получении письменного обращения от участников внешнеэкономической и иной деятельности, в том числе с использованием информационных технологий. Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в таможенных органах. Срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать десять рабочих дней со дня его регистрации, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

4. В отношении обращений, требующих представления дополнительных документов и материалов для достоверности и объективности оказываемой консультации, а также в случае необходимости обращения таможенных органов к другим государственным органам и иным организациям для получения информации, имеющей существенное значение для рассмотрения данного обращения, срок предоставления консультации не должен превышать тридцать календарных дней со дня регистрации письменного обращения.

Статья 32. Ответственность за неполную или заведомо ложную информацию в сфере таможенного дела

Должностные лица таможенных органов за предоставление неполной или заведомо ложной информации либо неправомерный отказ в предоставлении информации в сфере таможенного дела несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

2. Особенная часть

Раздел 4. Страна происхождения товаров.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Предварительное решение

Глава 7. Определение страны происхождения товаров

Статья 33. Определение страны происхождения товара

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

1. Страна происхождения товара определяется с целью применения мер тарифного и нетарифного регулирования, в том числе антидемпинговых, компенсационных и защитных мер по ввозу товара на таможенную территорию Республики Казахстан и вывоза товара с этой территории.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

2. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки, установленными статьей 35 настоящего Кодекса. Для целей применения мер тарифного и нетарифного регулирования страной происхождения товара могут считаться группа стран и таможенные союзы стран.

Статья 34. Товары, полностью произведенные в данной стране

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальных водах (морях) или на ее континентальном шельфе;

2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

3) живые животные, родившиеся и (или) выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны либо арендованным (зафрахтованным) ею;

7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6) настоящей статьи;

8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориальных вод (моря) данной страны при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;

11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1)-10) настоящей статьи;

12) электроэнергия, выработанная на территории данной страны.

Статья 35. Критерии достаточной переработки товара

1. Если в производстве товаров участвуют две и более страны, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящей статьи.

2. Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:

1) изменение кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;

2) выполнение производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товара считалась страна, где эти операции имели место;

3) изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

3. Критерии достаточной переработки, указанные в подпунктах 2) и 3) пункта 2 настоящей статьи, в отношении конкретных товаров устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

4. В случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:

1) для импортированных товаров - по таможенной стоимости этих товаров при их ввозе в страну, где осуществляется производство конечной продукции, или в случае, если происхождение импортированных товаров неизвестно, - по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, где осуществляется производство конечной продукции;

2) для конечной продукции - по цене завода (склада) продавца, не включающей расходы на погрузку, таможенное оформление и вывоз товара из страны экспорта (цена на условиях "франко-завод").

5. Не отвечающими критериям достаточной переработки товара в данной стране считаются:

1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;

2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

3) простые сборочные операции, под которыми понимается сборка компонентов товара с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и другое) либо клепкой, сваркой, пайкой или путем склеивания;

4) смешивание товаров (компонентов), происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров;

5) убой скота;

6) комбинация двух или большего числа указанных выше операций.

6. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны, которой Республика Казахстан предоставляет тарифные преференции, особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан, особо не оговариваются, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

Статья 36. Определение страны происхождения товаров, поставляемых в разобранном или несобранном виде

1. При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями, если по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также в случаях, если партия товаров разбита на несколько партий в результате ошибки, рассматриваются как единый товар.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются при соблюдении следующих условий:

1) предварительное уведомление таможенного органа о товарах в разобранном или несобранном виде, поставляемых партиями, с указанием причин такой поставки и представление спецификации каждой партии с указанием кодов товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию. В случаях разбивки товара на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации дополнительно представляется документальное подтверждение ошибочности разбивки товара;

2) поставка всех партий товаров из одной страны одним поставщиком в рамках одного контракта;

3) декларирование всех партий товаров в одном таможенном органе;

4) ввоз на таможенную территорию Республики Казахстан всех партий товаров в срок, не превышающий шести месяцев со дня принятия грузовой таможенной декларации таможенным органом в отношении первой партии товаров. По мотивированному заявлению декларанта в случае невозможности поставки товаров по причинам, не зависящим от получателя товаров, срок ввоза остальных партий товара может быть продлен таможенным органом. При этом указанное продление не может превышать один год с даты ввоза первой партии товара.

Статья 37. Особенности при определении страны происхождения товаров

1. При определении страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства или переработки энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.

2. Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и продаются в комплекте с вышеуказанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами и в количестве, указанном в сопроводительном техническом паспорте, техническом формуляре и других технических документах.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III (см. стар. ред.)

3. Упаковка и (или) тара, в которой товар ввозится на таможенную территорию Республики Казахстан, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка и (или) тара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности рассматривается отдельно от товара. В этих случаях страна происхождения упаковки и (или) тары определяется отдельно от страны происхождения товара.

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III (см. стар. ред.)

4. Для целей определения страны происхождения товара, в том числе при применении правила адвалорной доли, если упаковка и (или) тара, в которой товар ввозится на таможенную территорию Республики Казахстан, считается происходящей из той же страны, что и товар, учитывается только та упаковка и (или) тара, в которой товар реализуется в розничной торговле.

Статья 38. Подтверждение страны происхождения товара

Подтверждением страны происхождения товара является сертификат о происхождении товара либо декларация о происхождении товара.

Статья 39. Сертификат о происхождении товара

1. Сертификат о происхождении товара - документ, удостоверяющий страну происхождения товара и выданный органом, уполномоченным данным государством или государством вывоза, если в государстве вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товара.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

2. При вывозе товаров с таможенной территории Республики Казахстан, а также с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан сертификат о происхождении товара выдается соответствующим уполномоченным государственным органом, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товара или наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами Республики Казахстан.

Соответствующий уполномоченный государственный орган, выдавший данный сертификат, обязан хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее трех лет со дня их выдачи.

3. Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товара основаны на иных критериях достаточной переработки, чем те, которые применяются в Республике Казахстан, страна происхождения товара определяется в соответствии с критериями, указанными в статье 35 настоящего Кодекса.

См.: Правила определения страны происхождения товара и выдачи сертификата о происхождении товара

Статья 40. Декларация о происхождении товара

1. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем или продавцом на товаросопроводительном документе, имеющем отношение к товару.

2. Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товара основаны на иных критериях достаточной переработки, чем те, которые применяются в Республике Казахстан, страна происхождения товара определяется в соответствии с критериями, указанными в статье 35 настоящего Кодекса.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 14