Раздел VI. Конституционный Совет
Статья 71 1. Конституционный Совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики. 2. Председатель Конституционного Совета назначается Президентом Республики, и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим. Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 21.05.07 г. № 254-III (см. стар. ред.) 3. Два члена Конституционного Совета назначаются Президентом Республики, по два члена Конституционного Совета назначаются соответственно Сенатом и Мажилисом. Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года. 4. Должность Председателя и члена Конституционного Совета несовместима с депутатским мандатом, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. 5. Председатель и члены Конституционного Совета в течение срока своих полномочий не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. 6. Организация и деятельность Конституционного Совета регулируются конституционным законом. 1. Конституционный Совет по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра: 1) решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума; 2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики; См. разъяснение в постановлении Конституционного Совета РК от 03.07.2000 г. № 15/2. Пункт дополнен подпунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 21.05.07 г. № 254-III 2-1) рассматривает на соответствие Конституции Республики принятые Парламентом и его Палатами постановления; 3) рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции; 4) дает официальное толкование норм Конституции; См. разъяснение в постановлении Конституционного Совета РК от 13.12.01 г. № 19/2. 5) дает заключения в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции. 2. Конституционный Совет рассматривает обращения судов в случаях, установленных статьей 78 Конституции.
1. В случае обращения в Конституционный Совет по вопросам, указанным в подпункте 1) пункта 1 статьи 72 Конституции, вступление в должность Президента, регистрация избранных депутатов Парламента либо подведение итогов республиканского референдума приостанавливаются. 2. В случае обращения в Конституционный Совет по вопросам, указанным в подпунктах 2) и 3) пункта 1 статьи 72 Конституции, течение сроков подписания либо ратификации соответствующих актов приостанавливается. 3. Конституционный Совет выносит свое решение в течение месяца со дня поступления обращения. Этот срок по требованию Президента Республики может быть сокращен до десяти дней, если вопрос не терпит отлагательства. 4. На решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые преодолеваются двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Совета. При непреодолении возражений Президента решение Конституционного Совета считается непринятым. 1. Законы и международные договоры, признанные не соответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие. Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 21.05.07 г. № 254-III (см. стар. ред.) 2. Законы и иные нормативные правовые акты, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению. 3. Решения Конституционного Совета вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории Республики, окончательными и обжалованию не подлежат. См. разъяснение в постановлении Конституционного Совета РК от 13.12.01 г. № 19/2
Суды и правосудие
Статья 75 1. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.10.98 г. № 284-I (см. стар. ред.) 2. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. См. разъяснения в нормативном постановлении Конституционного совета Республики Казахстан от 18 апреля 2007 года № 4, постановлении Конституционного Совета РК от 18 июня 2004 года № 7 В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.05.07 г. № 254-III (см. стар. ред.) 3. Судами Республики являются Верховный Суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. 4. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается. См. разъяснение в постановлении Конституционного Совета РК от 14 апреля 2006 года № 1
1. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. 2. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. См. разъяснения в постановлении Конституционного Совета РК от 29.03.99 г. № 7/2 и постановлении Конституционного Совета РК от 20.12.00 г. № 21/2. 3. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики. 1. Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. 2. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. См. разъяснение в постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 августа 2002 г. № 5 3. При применении закона судья должен руководствоваться следующими принципами: 1) лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда; 2) никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение; 3) никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом; См. разъяснения в нормативном постановлении Конституционного совета Республики Казахстан от 18 апреля 2007 года № 4, постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3 4) в суде каждый имеет право быть выслушанным; 5) законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон; См. разъяснения в нормативном постановлении Конституционного совета Республики Казахстан от 18 апреля 2007 года № 4, постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 10 марта 1999 г. № 212 6) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; 7) никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди; 8) любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; 9) не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания; 10) применение уголовного закона по аналогии не допускается. 4. Принципы правосудия, установленные Конституцией, являются общими и едиными для всех судов и судей Республики. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным. 1. Суды состоят из постоянных судей, независимость которых защищается Конституцией и законом. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены исключительно по основаниям, установленным законом. См. разъяснение в постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 23 июня 2004 года № 6, постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3 2. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики, либо в случае, установленном подпунктом 3) статьи 55 Конституции, - без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. 3. Судьями могут быть граждане Республики, достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее двух лет и сдавшие квалификационный экзамен. Законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Республики. 4. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Финансирование судов, обеспечение судей жильем производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. В статью 81 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.05.07 г. № 254-III (см. стар. ред.) |