Статья 41. Учредительные документы юридического лица
1. Юридическое лицо осуществляет свою деятельность на основании устава и учредительного договора или, если юридическое лицо учреждено одним лицом, устава и оформленного в письменном виде решения об учреждении юридического лица (решения единственного учредителя), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательными актами Республики Казахстан. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Юридическое лицо, являющееся субъектом малого, среднего и крупного предпринимательства, может осуществлять свою деятельность на основании типового устава, содержание которого определяется Правительством Республики Казахстан. Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными Законом РК от 04.07.2008 N 54-IV (порядок введения в действие см. ст. 2). 2. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Учредительный договор не заключается, если коммерческая организация учреждается одним лицом. 3. В учредительных документах некоммерческой организации и государственного предприятия должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Учредительными документами хозяйственного товарищества, акционерного общества и производственного кооператива могут быть предусмотрены предмет и цели их деятельности. 4. В учредительном договоре стороны (учредители) обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в его собственность (оперативное управление) своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между учредителями чистого дохода, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава и утверждается его устав, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или законодательными актами об отдельных видах юридических лиц. В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия. 4-1. Решение единственного учредителя должно содержать решение о назначении лиц, которые будут осуществлять действия по регистрации юридического лица, условия передачи в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) имущества и иные решения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан. Решение единственного учредителя-юридического лица принимается его органами, обладающими правом на принятие таких решений в соответствии с законодательством Республики Казахстан и уставом данного юридического лица. 5. В уставе юридического лица определяются: его наименование, местонахождение, порядок формирования и компетенция его органов, условия реорганизации и прекращения его деятельности. Если юридическое лицо учреждается одним лицом, то в его уставе определяются также порядок образования имущества и распределения доходов. В уставе могут содержаться и другие положения, не противоречащие законодательству. 6. В случае противоречий между учредительным договором и уставом одного юридического лица должны применяться условия: 1) учредительного договора, если они относятся к внутренним отношениям учредителей; 2) устава, если их применение может иметь значение для отношений юридического лица с третьими лицами. 7. Все заинтересованные лица вправе ознакомиться с уставом юридического лица. Сноска. Пункт 5 статьи 41 изложен в редакции Закона Республики Казахстан от 15 июля 1996 года N 30 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан". Пункт 1 дополнен новым абзацем - Законом РК от 19 июня 1997 г. N 132. Внесены изменения - Законами РК от 11 июля 1997 г. N 154; от 2 марта 1998 г. N 211; от 22 апреля 1998г. N 221; от 10 июля 1998 г. N 282; от 16 мая 2003 г. N 416; от 12 января 2007 года N 225 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 42. Государственная регистрация и перерегистрация юридических лиц
1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Порядок государственной регистрации определяется законодательством. 2. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный регистр юридических лиц. 3. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. 4. Филиалы и представительства регистрируются в установленном законодательными актами порядке. Филиалы и представительства подлежат перерегистрации в случае изменения наименования. 5. Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влекут отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности образования юридического лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. 6. Юридическое лицо подлежит перерегистрации в случаях: 1) уменьшения размера уставного капитала; 2) изменения наименования; 3) изменения состава участников в хозяйственных товариществах (за исключением хозяйственных товариществ, в которых ведение реестра участников хозяйственного товарищества осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению системы реестров держателей ценных бумаг). Изменения, внесенные в учредительные документы по указанным основаниям без перерегистрации юридического лица, являются недействительными. В случае внесения других изменений и дополнений в учредительные документы юридическое лицо извещает об этом регистрирующий орган в месячный срок. Сноска. Пункты 4 и 6 статьи 42 изложены в редакции Закона Республики Казахстан от 15 июля 1996 года N 30 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан". Внесены изменения - Законами РК от 11 июля 1997 г. N 154 ; от 2 марта 1998 г. N 211; от 10 июля 1998 г. N 282 ; от 16 мая 2003 г. N 416 ; от 8 июля 2005 г. N 72 (порядок введения в действие см. ст.2); от 5 июня 2006 года N 146 (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 43. Филиалы и представительства
1. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства. 2. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. 3. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. 4. Руководители структурных подразделений (филиалов и представительств) общественных объединений избираются в порядке, предусмотренном уставом общественного объединения и положением о его филиале или представительстве. Руководители структурных подразделений (филиалов и представительств) религиозных объединений избираются либо назначаются в порядке, предусмотренном уставом религиозного объединения и положением о его филиале или представительстве. Руководители филиалов и представительств иных форм юридических лиц назначаются уполномоченным органом юридического лица и действуют на основании его доверенности. Сноска. В статью 43 внесены изменения - Законом Республики Казахстан от 15 июля 1996 года N 30; от 23 декабря 2005 года N 107 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 107).
Статья 44. Ответственность юридического лица
1. Юридические лица, кроме специальных финансовых компаний, финансируемых учредителем учреждений, государственных учреждений и казенных предприятий, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учреждение отвечает по обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами. При их недостаточности ответственность по обязательствам учреждения несет его учредитель. Государственное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами. При недостаточности у государственного учреждения денег ответственность по его обязательствам несет Правительство Республики Казахстан или соответствующий местный исполнительный орган. Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами. При недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Правительство Республики Казахстан или соответствующая административно-территориальная единица. По договорным обязательствам ответственность наступает в порядке, установленном законодательными актами о государственном предприятии. Гражданско-правовые сделки, заключаемые государственными учреждениями, подлежат регистрации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Гражданско-правовые сделки, заключаемые государственными учреждениями, не предусматривающие расходования бюджетных средств, регистрации не подлежат. Гражданско-правовые сделки государственных учреждений подлежат оплате после их регистрации. Специальная финансовая компания отвечает по своим обязательствам в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о секьюритизации. 2. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) юридического лица или собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными законодательными актами либо учредительными документами юридического лица. 3. Если банкротство юридического лица вызвано действиями его учредителя (участника) или собственника его имущества, то при недостаточности средств у юридического лица, учредитель (участник) или соответственно собственник его имущества несет перед кредиторами субсидиарную ответственность. 4. Юридическое лицо несет ответственность перед третьими лицами по обязательствам, принятым органом юридического лица с превышением его полномочий, установленных учредительными документами, кроме случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 159 настоящего Кодекса. Сноска. В статью 44 внесены изменения - Законами РК от 11 июля 1997 г. N 154; от 2 марта 1998 г. N 211; от 16 декабря 1998 г. N 320; от 4 ноября 1999 г. N 472 ; от 20 мая 2003 г. N 417; от 20 февраля 2006 года N 127 (порядок введения в действие см. ст.2); от 12 января 2007 года N 225 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 45. Реорганизация юридического лица
1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников), а также по решению органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами. Законодательством могут быть предусмотрены и другие формы реорганизации. Реорганизация юридического лица - накопительного пенсионного фонда, страховой (перестраховочной) организации, специальной финансовой компании осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении, страховой деятельности и секьюритизации. Реорганизация акционерных обществ осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательным актом Республики Казахстан об акционерных обществах. 2. Реорганизация может быть проведена добровольно или принудительно. V032214 3. Принудительная реорганизация может быть осуществлена по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами. Если собственник имущества юридического лица, уполномоченный им орган, учредители или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществит реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении судебного органа, суд назначает управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на утверждение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. 4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в государственный регистр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Сноска. Пункт 1 статьи 45 - дополнен абзацем вторым согласно ЗаконуРеспублики Казахстан от 19 июня 1997 года N 134. Внесены изменения - Законом РК от 18 декабря 2000 г. N 128; от 8 июля 2005 г. N 72(порядок введения в действие см. ст.2); от 20 февраля 2006 года N 127 (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 46. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. 2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. 3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. 4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. 5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Статья 47. Передаточный акт и разделительный баланс
1. Имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу: при слиянии и присоединении - в соответствии с передаточным актом, при разделении и выделении - в соответствии с разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. 2. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. 3. Имущество (права и обязанности) переходит к правопреемнику в момент его регистрации, если иное не предусмотрено законодательными актами или решением о реорганизации.
Статья 48. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации
1. Собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязан письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. 2. При разделении и выделении кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. 3. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица, а также юридическое лицо, из состава которого выделилось другое юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами. Сноска. В статью 48 внесены изменения - Законом РК от 2 марта 1998 г. N 211.
Статья 49. Основания ликвидации юридического лица
1. По решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, юридическое лицо может быть ликвидировано по любому основанию. Ликвидация юридического лица - накопительного пенсионного фонда, страховой (перестраховочной) организации, специальной финансовой компании, хлопкоперерабатывающей организации осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении, страховой деятельности, секьюритизации и развитии хлопковой отрасли. 2. По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях: 1) банкротства; 2) признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер; 3) систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица; 4) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства, в том числе непредставления декларации о корпоративном подоходном налоге (о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах) или упрощенной декларации по истечении одного года после установленного законом срока представления, отсутствия юридического лица по месту нахождения или по фактическому адресу, а также учредителей (участников) и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать в течение одного года; P04005S 5) в других случаях, предусмотренных законодательными актами. 3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте втором настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательными актами, а в случаях банкротства - также кредитором. Решением суда о ликвидации юридического лица обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица могут быть возложены на собственника его имущества, уполномоченный собственником орган, орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, либо иной орган (лицо), назначенный судом. 4. Если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо может быть ликвидировано в порядке, установленном законодательством о банкротстве. 5. Ликвидация отдельных видов юридических лиц возможна по решению соответствующего органа, уполномоченного государством, по основаниям, предусмотренным законодательными актами. V032214 Сноска. Статья 49 - с изменениями, внесенными законами РК от 21 января 1997 г. N 68; от 19 июня 1997 года N 134; от 2 марта 1998 г. N 211; от 18 декабря 2000 г. N 128; от 24 декабря 2001 г. N 276(вводится в действие с 1 января 2002 г.); от 20 февраля 2006 года N 127(порядок введения в действие см. ст.2); от 12 января 2007 года N 225(вводится в действие со дня его официального опубликования); от 21 июля 2007 года N 299.
Статья 50. Порядок ликвидации юридического лица
1. Собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу юстиции, осуществляющему регистрацию юридических лиц, налоговому органу по месту регистрации. 2. Собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. 3. Ликвидационная комиссия публикует информацию о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления претензий его кредиторами в официальных печатных изданиях центрального органа юстиции. Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. 4. После истечения срока для предъявления претензий кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. При составлении промежуточного ликвидационного баланса в состав имущества ликвидируемого юридического лица не включаются выделенные активы, являющиеся обеспечением по облигациям, выпущенным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации, и залоговое имущество, являющееся следующим обеспечением по ипотечным облигациям: права требования по договорам ипотечного жилищного займа (включая ипотечные свидетельства), а также государственные ценные бумаги Республики Казахстан в случаях, когда право собственности на указанные облигации возникло у их держателей или перешло к ним по сделкам либо по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан. Указанное имущество и выделенные активы, являющиеся обеспечением по облигациям, выпущенным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации, передаются ликвидационной комиссией представителю держателей ипотечных облигаций или облигаций, выпущенных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации, для расчета с кредиторами - держателями указанных облигаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг. 5. Если у ликвидируемого юридического лица (кроме государственных учреждений) недостаточно денег для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. 6. Выплата денег кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 51 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. Особенности распределения имущества акционерных обществ устанавливаются законодательством о них. 7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. 8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется на цели, указанные в учредительных документах. 9. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денег для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. 9-1. Государственные предприятия, имущественный комплекс которых приватизирован, ликвидируются в порядке, установленном законом Республики Казахстан о приватизации. 10. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный регистр юридических лиц. Сноска. Абзац первый пункта 3 статьи 50 в редакции Закона Республики Казахстан от 15 июля 1996 года N 30 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан". В статью 50 внесены изменения - Законами РК от 11 июля 1997 г. N 154; от 2 марта 1998 г. N 211; от 10 июля 1998 г. N 282; от 16 декабря 1998 г. N 320 ; от 3 июня 2003 г. N 426; от 10 января 2006 года N 115(вводится в действие со дня его официального опубликования); от 20 февраля 2006 года N 127 (порядок введения в действие см. ст.2); от 12 января 2007 года N 225 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 51. Удовлетворение требований кредиторов
1. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: 1) в первую очередь - удовлетворяются требования по уплате удержанных из заработной платы и (или) иного дохода алиментов, а также требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; 2) во вторую очередь - производятся расчеты по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, по уплате удержанных из заработной платы обязательных пенсионных взносов, а также вознаграждений по авторским договорам, за исключением случаев, когда часть сумм требований в соответствии с законодательным актом, регулирующим вопросы банкротства, удовлетворяются в пятую очередь; 3) в третью очередь - удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банкрота, в пределах суммы обеспечения, за исключением требований кредиторов-держателей ипотечных облигаций, обеспеченных залогом прав требования по договорам ипотечного жилищного займа (включая залог ипотечных свидетельств), а также государственных ценных бумаг Республики Казахстан в случаях, когда право собственности на указанные облигации возникло у их держателей или перешло к ним по сделкам либо по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан; 4) в четвертую очередь - погашается задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет; 5) в пятую очередь - производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами. 2. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. 3. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. 4. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. 5. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его собственнику или учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица. 6. Претензии кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, а также не заявленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, и требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. Сноска. Статья 51 - с изменениями, внесенными Законами РК от 21 января 1997 г. N 68; от 2 марта 1998 г. N 211; от 11 июля 2001 года N 239; от 3 июня 2003 г. N 426 ; от 8 апреля 2004 г. N 542 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 12 января 2007 года N 225 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 52. Банкротство
Банкротство - признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации. Под несостоятельностью понимается установленная судом неспособность должника - индивидуального предпринимателя или юридического лица - в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, произвести расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, обеспечить уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет, социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также обязательных пенсионных взносов. Сноска. Статья 52 в редакции Закона РК от 21.01.1997 N 68; от 29.06.1998 N 238; с изменениями, внесенными Законом РК от 05.07.2008 N 60-IV(порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 53. Признание банкротства
1. Признание банкротства возможно в добровольном или принудительном порядке. Z970067 2. Признание банкротства в добровольном порядке осуществляется на основании заявления должника в суд. P00003S 3. Признание банкротства в принудительном порядке осуществляется на основании заявления в суд кредитора, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и иных лиц. Сноска. Статья 53 - в редакции Законов Республики Казахстан от 21 января 1997 г. N 68; от 29 июня 1998 г. N 238.
Статья 54. Реабилитационная процедура по делам о банкротстве
К неплатежеспособному должнику могут быть применены любые не противоречащие законодательству меры, направленные на восстановление его платежеспособности с целью предотвращения ликвидации. Указанные меры реализуются в рамках реабилитационной процедуры, порядок и сроки осуществления которой определяются законодательством о банкротстве. Сноска. Статья 54 - в редакции Закона Республики Казахстан от 21 января 1997 г. N 68.
Статья 54-1. Внешнее наблюдение
Процедура внешнего наблюдения может быть введена судом в целях: обеспечения сохранности имущества должника; выявления признаков преднамеренного и ложного банкротства; проведения анализа финансового состояния, определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника и действий (бездействия) по уклонению от исполнения обязательств перед кредиторами; контроля со стороны кредиторов за состоянием финансово-хозяйственной деятельности должника и проведением им реорганизации; контроля за совершением сделок по отчуждению основных средств, передаче имущества в залог или аренду, а также иных сделок по ценам значительно ниже рыночных либо без достаточных оснований, исполнение которых может повлечь убытки для должника. Применение внешнего наблюдения осуществляется в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан. Сноска. Глава дополнена статьей 54-1 - Законом РК от 10 января 2006 года N 115 (вводится в действие со дня его официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 05.07.2008 N 60-IV (порядок введения в действие см. ст. 2)
Статья 55. Последствия возбуждения конкурсного производства
1. С момента возбуждения конкурсного производства: 1) несостоятельному должнику запрещается отчуждение (кроме случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), передача имущества и погашение обязательств; 2) сроки всех долговых обязательств несостоятельного должника считаются истекшими; 3) прекращается начисление неустойки и вознаграждения (интереса) по всем видам задолженности несостоятельного должника; 4) снимаются все законодательные ограничения на обращение взыскания на имущество несостоятельного должника; 5) прекращаются споры имущественного характера с участием несостоятельного должника, рассматриваемые в суде, если принятые по ним решения не вступили в законную силу. 2. Все требования имущественного характера с этого момента могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства. Сноска. В статью 55 внесены изменения - Законами РК от 11 июля 1997 г. N 154; от 29 июня 1998 г. N 238.
Статья 56. Освобождение несостоятельного должника от долгов
1. После продажи имущества и распределения вырученных от продажи денег между кредиторами несостоятельный должник освобождается от исполнения оставшихся обязательств и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании юридического лица банкротом. 2. Несостоятельный должник не получает освобождение от обязательств в случае, если он скрыл или передал в целях сокрытия другому лицу в течение трех лет до начала ликвидационного производства часть своего имущества, утаил или сфальсифицировал необходимую отчетную информацию, включая бухгалтерские книги, счета, документы. V022107 Сноска. Статья 56 - в редакции Закона РК от 2 марта 1998 г. N 211; с изменениями - Законом РК от 11 июля 2001 года N 239; от 10 января 2006 года N 115 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 57. Прекращение деятельности юридического лица-банкрота
1. Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. 2. Деятельность предприятия-банкрота считается прекращенной с момента исключения его из государственного регистра юридических лиц.
II. Хозяйственное товарищество
1. Общие положения
Статья 58. Основные положения о хозяйственном товариществе
1. Хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит товариществу на праве собственности. 2. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью. 3. Хозяйственное товарищество, кроме полного и коммандитного товарищества, может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Участниками полного товарищества и полными товарищами в коммандитном товариществе могут быть только граждане. 4. Учредительными документами хозяйственного товарищества являются учредительный договор и устав. Учредительным документом хозяйственного товарищества, которое учреждено одним лицом (одним участником), является устав. 5. Учредительные документы хозяйственного товарищества (устав и учредительный договор) подлежат нотариальному удостоверению. 6. Учредительные документы хозяйственного товарищества должны содержать помимо сведений, указанных в пунктах 4 и 5 статьи 41 настоящего Кодекса, условия о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов в уставный капитал товарищества; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов в уставный капитал товарищества, а также иные сведения, предусмотренные законодательными актами. 8. Хозяйственное товарищество может быть учредителем других хозяйственных товариществ за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. 9. Хозяйственное товарищество вправе заключить с профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению системы реестров держателей ценных бумаг, договор на ведение реестра участников хозяйственного товарищества. Действие учредительного договора прекращается со дня формирования реестра участников хозяйственного товарищества. Документом, подтверждающим право на долю в уставном капитале хозяйственного товарищества, ведение реестра участников которого осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению системы реестров держателей ценных бумаг, является выписка из реестра участников хозяйственного товарищества. В случае преобразования акционерного общества в хозяйственное товарищество, ведение реестра участников которого будет осуществляться профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению системы реестров держателей ценных бумаг, учредительный договор не заключается. Права на доли участия в уставном капитале хозяйственного товарищества, ведение реестра участников которого осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению системы реестров держателей ценных бумаг, возникают с момента регистрации этих прав в реестре участников хозяйственного товарищества. Порядок формирования, ведения и хранения реестра участников хозяйственного товарищества устанавливается законодательством Республики Казахстан. Сноска. В статью 58 внесены изменения - Законом РК от 11 июля 1997 г. N 154; от 2 марта 1998 г. N 211; от 10 июля 1998 г. N 282; от 16 мая 2003 г. N 416; от 8 июля 2005 г. N 72 (порядок введения в действие см. ст.2); от 12 января 2007 года N 225 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 59. Вклад в уставный капитал хозяйственного товарищества. Доля участника в уставном капитале и имуществе хозяйственного товарищества
1. Вкладом в уставный капитал хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, и иное имущество (за исключением специальных финансовых компаний, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации, и исламских специальных финансовых компаний, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, уставный капитал которых формируется исключительно деньгами). Вклады учредителей (участников) в уставный капитал в натуральной форме или в виде имущественных прав оцениваются в денежной форме по соглашению всех учредителей или по решению общего собрания всех участников товарищества. Если стоимость такого вклада превышает сумму, эквивалентную двадцати тысячам размеров месячных расчетных показателей, ее оценка должна быть подтверждена независимым экспертом. При перерегистрации хозяйственного товарищества денежная оценка вклада его участника может подтверждаться бухгалтерскими документами товарищества либо аудиторским отчетом. Учредители (участники) товарищества в течение пяти лет с момента такой оценки несут солидарную ответственность перед кредиторами товарищества в пределах суммы, на которую завышена оценка вклада. В случаях, когда в качестве вклада товариществу передается право пользования имуществом, размер этого вклада определяется платой за пользование таким имуществом, исчисленной за весь срок, указанный в учредительных документах. Не допускается внесение вкладов в виде личных неимущественных прав и иных нематериальных благ, а также путем зачета требований участников к товариществу. 2. Доли всех участников в уставном капитале и соответственно их доли в стоимости имущества хозяйственного товарищества (доля в имуществе) пропорциональны их вкладам в уставный капитал, если иное не предусмотрено учредительными документами. Участник хозяйственного товарищества имеет право закладывать и продавать свою долю в имуществе товарищества, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами. 3. Порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал, а также ответственность за неисполнение обязательств по формированию уставного капитала устанавливаются законодательными актами и (или) учредительными документами. 4. Уменьшение уставного капитала хозяйственного товарищества допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения товарищества или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков. Уменьшение уставного капитала в нарушение установленного настоящим пунктом порядка является основанием для ликвидации товарищества по решению суда по заявлению заинтересованных лиц. Сноска. Статья 59 с изменениями, внесенными Законами РК от 15.07.1996 N 30; от 11.07.1997 N 154; от 02.03.1998 N 211; от 20.02.2006 N 127 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 05.05.2006 N 139 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 12.02.2009 № 133-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 60. Управление хозяйственным товариществом
1. Высшим органом хозяйственного товарищества является общее собрание его участников. В хозяйственных товариществах, кроме полного и коммандитного товарищества, учрежденных одним лицом, полномочия общего собрания принадлежат его единственному участнику. 2. В хозяйственном товариществе создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления может быть избран не из числа его участников. В качестве коллегиальных органов товарищества могут быть созданы: 1) правление (дирекция); 2) наблюдательный совет; 3) другие органы в случаях, предусмотренных законодательными актами или решением общего собрания участников хозяйственного товарищества. 3. Компетенция органов хозяйственного товарищества, порядок их избрания (назначения), а также порядок принятия ими решений определяются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательными актами и учредительными документами. 4. Хозяйственное товарищество может для проверки и подтверждения правильности финансовой отчетности привлекать аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с товариществом или его участниками (внешний аудит). Аудиторская проверка хозяйственного товарищества должна быть проведена в любое время по требованию одного или нескольких участников товарищества за счет его (их) средств. Порядок проведения аудиторской проверки деятельности хозяйственного товарищества определяется законодательством и учредительными документами товарищества. Сноска. В статью 60 внесены изменения - Законами РК от 2 марта 1998 г. N 211; от 22 апреля 1998 г. N 221; от 5 мая 2006 года N 139(порядок введения в действие см. ст.2 Закона РК N 139); от 12 января 2007 года N 225 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
|