Статья 541. Освобождение от уплаты государственной пошлины в судах От уплаты государственной пошлины в судах освобождаются: 1) истцы - по искам о взыскании сумм оплаты труда и другим требованиям, связанным с трудовой деятельностью; 2) истцы - авторы, исполнители и организации, управляющие их имущественными правами на коллективной основе, - по искам, вытекающим из авторского права и смежных прав; 3) истцы - авторы объектов промышленной собственности - по искам, вытекающим из права на изобретение, полезные модели и промышленные образцы; 4) истцы - по искам о взыскании алиментов; 5) истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; 6) истцы - по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; 7) физические и юридические лица, кроме лиц, не имеющих отношения к делу, - за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами по алиментам; 8) истцы - по искам о взыскании в доход государства средств в счет возмещения ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства Республики Казахстан; 9) профессиональные школы и профессиональные лицеи, обеспечивающие подготовку работников квалифицированного труда и рабочих кадров повышенного уровня квалификации, - по искам о взыскании понесенных государством расходов на содержание учащихся, самовольно оставивших учебные заведения или исключенных из них; 10) физические и юридические лица, обратившиеся в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или государства; 11) поверенный (агент), обратившийся в суд с иском по возврату бюджетных кредитов, а также государственных и гарантированных государством займов в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан; 12) истцы-участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства - по всем делам и документам; 13) истцы-оралманы - по всем делам и документам, связанным с приобретением гражданства Республики Казахстан; 14) физические и юридические лица - за подачу в суд заявлений: об отмене определения суда о прекращении производства по делу или оставлении заявления без рассмотрения; об отсрочке или рассрочке исполнения решения; об изменении способа и порядка исполнения решения; об обеспечении исков или замене одного вида обеспечения другим; о пересмотре решений, определений или постановлений суда по вновь открывшимся обстоятельствам; о сложении или уменьшении штрафов, наложенных определениями суда; о повороте исполнения решений суда о восстановлении пропущенных сроков; об отмене заочного решения суда; а также жалоб: на действия судебных исполнителей; частных жалоб на определения судов об отказе в сложении или уменьшении штрафов; других частных жалоб на определения суда; жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях; об отмене заочного решения суда; 15) органы прокуратуры - по всем искам; 16) государственные учреждения - при предъявлении исков и обжаловании решений судов, за исключением случаев защиты интересов третьих лиц; 17) общественные объединения инвалидов и (или) созданные ими организации, в которых работают не менее 35 процентов инвалидов по потере слуха, речи, а также зрения, - при подаче исков в своих интересах; 18) страхователи и страховщики - по искам, возникающим из договоров обязательного страхования; 19) истцы и ответчики - по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; 20) Национальный Банк Республики Казахстан, его филиалы и представительства - при подаче исков по вопросам, входящим в их компетенцию; 21) уполномоченный государственный орган по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций - при подаче исков по вопросам, входящим в его компетенцию; 22) ликвидационные комиссии принудительно ликвидируемых финансовых организаций - по искам, заявлениям, поданным в интересах ликвидационного производства; 23) банки, уполномоченные в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики, - при подаче исков: о взыскании задолженности по кредитам, выданным на возвратной основе за счет бюджетных средств; об обращении взыскания на имущество; о банкротстве должников в связи с неисполнением ими обязательств по внешним государственным и гарантированным государством займам, а также займам, выданным за счет бюджетных средств; 24) конкурсные и реабилитационные управляющие - при подаче исков в интересах конкурсного производства, реабилитационной процедуры в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о банкротстве.
Статья 542. Освобождение от уплаты государственной пошлины при совершении нотариальных действий От уплаты государственной пошлины при совершении нотариальных действий освобождаются: 1) физические лица - за удостоверение их завещаний, договоров дарения имущества в пользу государства; 2) государственные учреждения - за выдачу им свидетельств (дубликатов свидетельств) о праве государства на наследство, а также за все документы, необходимые для получения этих свидетельств (дубликатов свидетельств); 3) физические лица - за выдачу им свидетельств о праве на наследство: имущества лиц, погибших при защите Республики Казахстан, в связи с выполнением иных государственных или общественных обязанностей либо в связи с выполнением долга гражданина Республики Казахстан по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка; жилого дома (квартиры) или пая в жилищно-строительном кооперативе, если наследник проживал с наследодателем не менее трех лет на день смерти наследодателя и продолжает проживать в этом доме (квартире) после его смерти; страховых выплат по договорам страхования, облигаций государственных займов, сумм оплаты труда, авторских прав, сумм авторского гонорара и вознаграждения за открытия, изобретения и промышленные образцы; имущества реабилитированных граждан; 4) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства - по всем нотариальным действиям; 5) репатрианты (оралманы) - по всем нотариальным действиям, связанным с приобретением гражданства Республики Казахстан; 6) Национальный Банк Республики Казахстан, его филиалы и представительства - при обращении за совершением нотариальных действий по вопросам, входящим в их компетенцию; 7) уполномоченный государственный орган по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций - при обращении за совершением нотариальных действий по вопросам, входящим в его компетенцию; 8) многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күмiс алқа», - по всем нотариальным действиям; 9) физические лица, страдающие хронической душевной болезнью, над которыми учреждена опека в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, - за получение свидетельств о наследовании ими имущества; 10) союз «Добровольное общество инвалидов Казахстана» (ДОИК), Казахское общество глухих (КОГ), Казахское общество слепых (КОС), а также их производственные предприятия - по всем нотариальным действиям.
Статья 543. Освобождение от уплаты государственной пошлины при регистрации актов гражданского состояния От уплаты государственной пошлины при регистрации актов гражданского состояния освобождаются при предъявлении подтверждающих документов: 1) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, опекуны (попечители), государственные организации - за регистрацию и выдачу повторных свидетельств о рождении; 2) физические лица - за выдачу им свидетельств при изменении, дополнении и исправлении записей актов о рождении, смерти, об установлении отцовства, усыновлении (удочерении), в связи с ошибками, допущенными при регистрации актов гражданского состояния; 3) физические лица - за выдачу им повторных или замену ранее выданных свидетельств о смерти родственников; 4) физические лица - за выдачу повторных свидетельств о рождении в связи с усыновлением (удочерением) и установлением отцовства.
Статья 544. Освобождение от уплаты государственной пошлины при восстановлении и приобретении гражданства Республики Казахстан 1. От уплаты государственной пошлины освобождаются: 1) лица, вынужденно покинувшие территорию Республики Казахстан в периоды массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомки - при изъявлении ими желания восстановить гражданство Республики Казахстан; 2) репатрианты (оралманы) - при приобретении гражданства Республики Казахстан. 2. Указанное освобождение от уплаты государственной пошлины предоставляется один раз.
Статья 545. Освобождение от уплаты государственной пошлины при совершении юридически значимых действий уполномоченным государственным органом в области интеллектуальной собственности Освобождаются от уплаты государственной пошлины при совершении юридически значимых действий уполномоченным государственным органом в области интеллектуальной собственности: 1) престарелые и инвалиды, проживающие в медико-социальных учреждениях для престарелых и инвалидов общего типа; 2) учащиеся школ-интернатов, профессиональных школ и профессиональных лицеев, находящиеся на полном государственном обеспечении и проживающие в общежитиях; 3) репатрианты (оралманы) до приобретения гражданства Республики Казахстан; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.02.09 г. № 133-IV (см. стар. ред.) 4) герои Советского Союза, герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней и Трудовой Славы трех степеней, «Алтын Қыран», «Отан», удостоенные званий «Халық қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi», многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күмiс алқа»; 5) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, а также граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы.
Статья 546. Освобождение от уплаты государственной пошлины при совершении прочих действий Освобождаются от уплаты государственной пошлины: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.02.09 г. № 133-IV (см. стар. ред.) 1) при регистрации места жительства: престарелые и инвалиды, проживающие в медико-социальных учреждениях для престарелых и инвалидов общего типа; учащиеся школ-интернатов, профессиональных школ и профессиональных лицеев, находящиеся на полном государственном обеспечении и проживающие в общежитиях; репатрианты (оралманы) до приобретения гражданства Республики Казахстан; герои Советского Союза, герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней и Трудовой Славы трех степеней, «Алтын Қыран», «Отан», удостоенные званий «Халық қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi», многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күмiс алқа»; участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства; граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы; 2) при выдаче или продлении разрешения на право охоты - охотоведы, егеря и штатные охотники; 3) при предъявлении гражданского иска в уголовном деле; 4) при проставлении апостиля на документах, поступающих на апостилирование через дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан; 5) при выдаче повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния - граждане, обратившиеся через дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан; В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.02.09 г. № 133-IV (см. стар. ред.) 6) при выдаче паспортов и удостоверений личности граждан Республики Казахстан, а также видов на жительство иностранного гражданина в Республике Казахстан и удостоверений лица без гражданства: герои Советского Союза, герои Социалистического Труда; лица, награжденные орденами Славы трех степеней и Трудовой Славы трех степеней, «Алтын Қыран», «Отан», удостоенные званий «Халық қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi»; многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күмiс алқа»; участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства; престарелые, проживающие в медико-социальных учреждениях для престарелых и инвалидов общего типа, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении, проживающие в детских домах и (или) интернатах; граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы; В подпункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.02.09 г. № 133-IV (см. стар. ред.) 7) при выдаче государственного регистрационного номерного знака на автомобиль, прицеп к автомобилю, на мототранспорт: герои Советского Союза, герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней и Трудовой Славы трех степеней, «Алтын Қыран», «Отан», удостоенные званий «Халық қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi», участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства; граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы.
Статья 547. Порядок уплаты государственной пошлины 1. Государственная пошлина уплачивается наличными деньгами путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. 2. Государственная пошлина уплачивается: 1) по делам, рассматриваемым судами, - до подачи соответствующего заявления (жалобы) или заявления о вынесении судебного приказа, а также при выдаче судом копий документов; 2) за выполнение нотариальных действий, а также за выдачу копий документов, дубликатов - при регистрации совершенного нотариального действия; 3) за государственную регистрацию актов гражданского состояния, за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, а также за выдачу справок и повторных свидетельств - при их выдаче; 4) за государственную регистрацию расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, - при регистрации акта; 5) за регистрацию места жительства граждан - до выдачи соответствующих документов; 6) за выдачу паспортов и удостоверений личности граждан Республики Казахстан, удостоверений лица без гражданства, вида на жительство иностранного гражданина в Республике Казахстан - до выдачи соответствующих документов; 7) за выдачу водительских удостоверений, удостоверений тракториста-машиниста, свидетельств о государственной регистрации механических транспортных средств и прицепов, свидетельств о прохождении государственного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов, государственных регистрационных номерных знаков - до выдачи соответствующих документов и государственных регистрационных номерных знаков; 8) за выдачу разрешения на право охоты - до выдачи соответствующих документов; 9) за выдачу разрешений на ввоз и вывоз редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и осетровых рыб, а также их частей и дериватов - до выдачи соответствующих документов; 10) за выдачу разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортировку, ввоз на территорию Республики Казахстан и вывоз из Республики Казахстан оружия и патронов к нему - до выдачи соответствующих документов; 11) за регистрацию и перерегистрацию каждой единицы гражданского, служебного оружия физических и юридических лиц (за исключением холодного охотничьего, сигнального оружия, механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно) - до выдачи соответствующих документов; 12) по делам, связанным с приобретением гражданства Республики Казахстан или прекращением гражданства Республики Казахстан, а также с выездом из Республики Казахстан и въездом в Республику Казахстан, - до получения соответствующих документов; 13) за проставление уполномоченными Правительством Республики Казахстан государственными органами апостиля на официальных документах, исходящих из государственных органов и от нотариусов Республики Казахстан, - до проставления апостиля; 14) за совершение уполномоченным государственным органом в области интеллектуальной собственности юридически значимых действий, связанных с выдачей инновационных патентов, патентов, свидетельств, сертификатов, регистрацией договоров, аттестацией и регистрацией патентных поверенных, - до выдачи соответствующих документов. 3. Государственная пошлина зачисляется по месту совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами. 4. Уплата в бюджет суммы государственной пошлины производится путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, либо внесения ее наличными деньгами на основании бланков строгой отчетности по форме, установленной уполномоченным органом. 5. Принятые суммы государственной пошлины наличными деньгами сдаются уполномоченными государственными органами в банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, не позднее следующего операционного дня, в который был осуществлен прием денег для последующего зачисления их в бюджет. В случае, если ежедневные поступления наличных денег составляют менее 10-кратного размера месячного расчетного показателя, сдача денег осуществляется один раз в три операционных дня со дня, в который был осуществлен прием денег.
Статья 548. Возврат уплаченных сумм государственной пошлины 1. Уплаченная сумма государственной пошлины подлежит возврату частично или полностью в случаях: 1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по настоящему Кодексу, за исключением случаев уменьшения истцом своих требований; 2) возвращения заявления (жалобы) или отказа в его (ее) принятии, а также отказа нотариусов или уполномоченных на то лиц в совершении нотариальных действий; 3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если дело не подлежит рассмотрению в суде, а также если истцом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного разрешения спора либо иск предъявлен недееспособным лицом; 4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие; 5) в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан. 2. Налоговое заявление о возврате уплаченной суммы государственной пошлины рассматривается органом налоговой службы после получения от налогоплательщика документа соответствующего государственного органа, являющегося основанием для возврата государственной пошлины, а также документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, если указанные документы представлены в орган налоговой службы до истечения трехлетнего срока со дня зачисления суммы государственной пошлины в бюджет. 3. Возврат уплаченной в бюджет суммы государственной пошлины производится органами налоговой службы на банковский счет налогоплательщика на основании его налогового заявления с приложением платежного документа об уплате суммы государственной пошлины, а также документа соответствующего органа, являющегося основанием для ее возврата. 4. Возврат суммы государственной пошлины плательщику, в пользу которого состоялось решение суда о возмещении государственной пошлины с государственного учреждения, являющегося стороной по делу, производится органом налоговой службы на основании налогового заявления налогоплательщика или государственного учреждения, за исключением случаев защиты государственным учреждением интересов третьих лиц, с приложением платежного документа об уплате государственной пошлины в бюджет и решения судебного органа. 5. Возврат уплаченной в бюджет суммы государственной пошлины, производится налоговыми органами по месту ее уплаты с соответствующего кода бюджетной классификации, на который была зачислена сумма государственной пошлины. 6. После осуществления возврата суммы государственной пошлины органом налоговой службы направляется уведомление об исполнении судебного решения налогоплательщику и (или) государственному учреждению. 7. Документы на возврат суммы государственной пошлины должны быть представлены в орган налоговой службы до истечения трехлетнего срока со дня зачисления суммы государственной пошлины в бюджет. См. Письмо НК МФ РК от 10 апреля 2009 г. № НК-18-27/3321;. Письмо НК МФ РК от 30 июня 2009 г. № НК-18-35/6151
Статья 549. Общие положения Консульский сбор - платеж, взимаемый дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Казахстан с иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц - нерезидентов, физических и юридических лиц Республики Казахстан, за совершение консульских действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение.
Статья 550. Плательщики консульского сбора Плательщиками консульского сбора являются иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица-нерезиденты, физические и юридические лица Республики Казахстан, в интересах которых совершаются консульские действия, предусмотренные статьей 551 настоящего Кодекса.
Консульский сбор взимается за совершение следующих консульских действий: 1) оформление паспорта гражданина Республики Казахстан; 2) выдача виз Республики Казахстан; 3) выдача свидетельства на возвращение в Республику Казахстан; 4) оформление ходатайств граждан Республики Казахстан по вопросам пребывания за границей; 5) постановка на консульский учет граждан Республики Казахстан, прибывающих за границу на постоянное жительство, и детей-граждан Республики Казахстан, переданных на усыновление (удочерение) иностранцам; 6) оформление документов по вопросам гражданства Республики Казахстан; 7) регистрация актов гражданского состояния; 9) легализация документов, а также прием и препровождение документов для апостилирования; 10) совершение нотариальных действий; 11) хранение завещания, пакета с документами (кроме завещания), денег, ценных бумаг и других ценностей (за исключением наследственных) в консульском учреждении; 12) продажа товаров или иного имущества с публичного торга; 13) принятие в депозит на срок до шести месяцев имущества или денежных сумм для передачи по принадлежности; 14) направление документов дипломатической почтой в адрес юридических лиц; 15) выдача свидетельства на право плавания под Государственным Флагом Республики Казахстан в случае приобретения судна за границей, составление и удостоверение деклараций и других документов в отношении судов Республики Казахстан, предусмотренных законодательством Республики Казахстан или международными договорами, участницей которых является Республика Казахстан; 16) выдача иных документов (справок), имеющих юридическое значение.
Статья 552. Ставки консульского сбора 1. Базовые минимальные и максимальные размеры ставок консульских сборов устанавливаются Правительством Республики Казахстан. 2. Министерство иностранных дел Республики Казахстан вправе в пределах базовых ставок консульских сборов устанавливать конкретные размеры ставок для заграничных учреждений.
Статья 553. Освобождение от уплаты консульского сбора Консульский сбор не взимается: 1) в случаях, предусмотренных статьями 542 - 546 настоящего Кодекса; 2) с физических и юридических лиц стран, имеющих с Республикой Казахстан соглашение о взаимном отказе от взимания консульских сборов; 3) за истребование по запросам властей и отдельных граждан стран, с которыми Республика Казахстан заключила договоры о правовой помощи, документов по семейным, гражданским и уголовным делам, об алиментах, о государственных пособиях и пенсиях, усыновлении (удочерении); 4) за составление и печатание нот в иностранные дипломатические представительства и консульские учреждения о выдаче виз: членам официальных делегаций Республики Казахстан и сопровождающим их лицам; депутатам Парламента Республики Казахстан; государственным служащим Республики Казахстан - владельцам дипломатического или служебного паспорта Республики Казахстан; членам семей персонала загранучреждений Республики Казахстан; близким родственникам персонала загранучреждений Республики Казахстан и сопровождающим их лицам, выезжающим в связи с болезнью или смертью сотрудника или работника загранучреждения Республики Казахстан; 5) за проработку обращений граждан и юридических лиц Республики Казахстан, а также иностранцев и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц о выдаче виз и направление указания загранучреждениям Республики Казахстан о выдаче виз (визовой поддержке): членам иностранных официальных делегаций и сопровождающим их лицам, направляющимся в Республику Казахстан; иностранцам, направляющимся в Республику Казахстан для участия в мероприятиях республиканского и международного значения (симпозиумы, конференции и иные политические, культурные, научные и спортивные мероприятия); иностранцам, направляющимся в Республику Казахстан по приглашению Администрации Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, Парламента Республики Казахстан, Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, государственных органов, акиматов областей и городов Астаны и Алматы; иностранцам, направляющимся в Республику Казахстан с гуманитарной помощью, согласованной с заинтересованными государственными органами Республики Казахстан; сотрудникам международных организаций, направляющимся в Республику Казахстан по служебным делам; иностранцам, направляющимся в Республику Казахстан по приглашению иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, а также международных организаций, аккредитованных в Республике Казахстан, на основе принципа взаимности; инвесторских виз; членам иностранных официальных делегаций и сопровождающим их лицам, направляющимся в Республику Казахстан; иностранцам, направляющимся в Республику Казахстан для участия в мероприятиях республиканского и международного значения (симпозиумы, конференции и иные политические, культурные, научные и спортивные мероприятия); иностранцам, направляющимся в Республику Казахстан по приглашению Администрации Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, Парламента Республики Казахстан, Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Управления делами Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан; иностранцам, направляющимся в Республику Казахстан с гуманитарной помощью, согласованной с заинтересованными государственными органами Республики Казахстан; сотрудникам международных организаций, направляющимся в Республику Казахстан по служебным делам; иностранцам, направляющимся в Республику Казахстан по приглашению иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, а также международных организаций, аккредитованных в Республике Казахстан, на основе принципа взаимности; иностранцам - владельцам дипломатических и служебных паспортов, направляющимся в Республику Казахстан по служебным делам; детям до 16 лет; лицам казахской национальности, не являющимся гражданами Республики Казахстан; бывшим гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим за границей и направляющимся в Республику Казахстан на похороны близких родственников; инвесторских виз; служебных виз; 7) за выдачу повторных виз взамен первичных виз, содержащих ошибки, допущенные сотрудниками консульских учреждений Республики Казахстан и Министерства иностранных дел Республики Казахстан; 8) за выдачу свидетельств на возвращение в Республику Казахстан и справок гражданам Республики Казахстан, у которых отсутствуют документы и денежные средства вследствие их утери, стихийных бедствий или других форс-мажорных обстоятельств; 9) за выдачу справок при отправке в Республику Казахстан гробов и урн с прахом граждан Республики Казахстан, умерших за границей; 10) за истребование документов по ходатайствам иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений на основе принципа взаимности; 11) за легализацию документов граждан Республики Казахстан, истребуемых через загранучреждения Республики Казахстан; 12) за легализацию документов по ходатайствам иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, а также международных организаций на основе принципа взаимности; 13) за постановку на консульский учет граждан Республики Казахстан, обучающихся за границей, и выдачу им справок, имеющих юридическое значение.
Статья 554. Порядок уплаты консульского сбора 1. Консульский сбор уплачивается до совершения консульских действий. 2. Дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан осуществляют консульские действия после уплаты плательщиком консульского сбора. 3. Уплата консульских сборов на территории Республики Казахстан, ставка которых установлена в долларах США, производится в тенге по официальному курсу, установленному Национальным Банком Республики Казахстан на день уплаты сбора. 4. Консульский сбор уплачивается: 1) на территории Республики Казахстан - путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, в бюджет по месту осуществления консульских действий или наличными деньгами в консульских учреждениях на основании бланков строгой отчетности по форме, установленной уполномоченным органом. Принятые суммы консульского сбора наличными деньгами сдаются уполномоченным государственным органом в банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, не позднее следующего операционного дня, в который был осуществлен прием денег для последующего зачисления их в бюджет. В случае, если ежедневные поступления наличных денег составляют менее 10-кратного размера месячного расчетного показателя, сдача денег осуществляется один раз в три операционных дня со дня, в который был осуществлен прием денег; 2) за пределами территории Республики Казахстан - путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, на банковский счет дипломатического представительства или консульского учреждения без права хозяйственного пользования или наличными деньгами в консульских учреждениях на основании бланков строгой отчетности по форме, установленной уполномоченным органом. 5. Уплата консульского сбора производится в валюте страны, на территории которой совершаются консульские действия, или в любой другой свободно конвертируемой валюте. 6. Принятые суммы консульского сбора за рубежом сдаются дипломатическим представительством или консульским учреждением в иностранный банк страны пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения не позднее десяти операционных дней со дня их приема для зачисления на иностранный банковский счет. Консульские сборы, поступившие на иностранный банковский счет в валюте страны пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения, конвертируются в доллары США иностранным банком по поручению дипломатического представительства или консульского учреждения. Распорядителем иностранного банковского счета является руководитель дипломатического представительства или консульского учреждения с правом первой подписи. Консульские сборы, поступившие на иностранный банковский счет, ежемесячно (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным) переводятся дипломатическим представительством или консульским учреждением на валютный счет Министерства иностранных дел Республики Казахстан для дальнейшего зачисления в доход бюджета. В случае, если ежемесячные поступления от консульских сборов в дипломатическое представительство или консульское учреждение составляют менее 1000 долларов США, перевод осуществляется ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Министерство иностранных дел Республики Казахстан переведенные дипломатическим представительством или консульским учреждением консульские сборы в течение трех рабочих дней со дня получения из Национального Банка Республики Казахстан выписок по корреспондентским счетам в иностранной валюте с приложением платежных документов в электронном виде перечисляет в доход республиканского бюджета. 7. Уплаченные суммы консульских сборов возврату не подлежат.
3. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
РАЗДЕЛ 20. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОЧИЕ ФОРМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Глава 80. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 555. Налоговое администрирование Налоговое администрирование заключается в осуществлении органами налоговой службы налогового контроля, применении способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности, а также оказании государственных услуг налогоплательщикам (налоговым агентам) и другим уполномоченным государственным органам в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В статью 556 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.) Статья 556. Налоговый контроль 1. Налоговый контроль - государственный контроль, осуществляемый органами налоговой службы, за исполнением норм налогового законодательства Республики Казахстан, иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы. 2. Налоговый контроль осуществляется в: 1) форме налоговой проверки; 2) иных формах государственного контроля. 3. В рамках данных форм налогового контроля осуществляется: 1) учет исполнения налогового обязательства, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений; 2) контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин; 3) контроль за подакцизными товарами; 4) контроль при трансфертном ценообразовании; 5) контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства; 6) контроль за деятельностью уполномоченных государственных и местных исполнительных органов в части исполнения задач по осуществлению функций, направленных на исполнение налогового законодательства Республики Казахстан. 4. В рамках иной формы государственного контроля осуществляется: 1) регистрация налогоплательщиков в налоговых органах; 2) прием налоговых форм; 3) камеральный контроль; 4) мониторинг крупных налогоплательщиков; 5) налоговое обследование. 5. Общий порядок проведения налоговой проверки осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве». 6. Особенности порядка и сроки проведения налоговой проверки определяются настоящим Кодексом. 7. Уполномоченный орган разрабатывает и утверждает формы ведомственной статистической отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проведения проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве».
1. Налоговую тайну составляют любые полученные органом налоговой службы сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), за исключением сведений: 1) о сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет, уплаченных (перечисленных) налогоплательщиком (налоговым агентом), за исключением физических лиц; 2) о сумме возврата налогоплательщику из бюджета превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога; 3) о сумме налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента); 4) о бездействующих налогоплательщиках и налогоплательщиках, признанных лжепредприятиями на основании вступившего в законную силу приговора либо постановления суда; 5) о представлении налогоплательщиком налогового заявления о проведении документальной проверки в связи с ликвидацией (прекращением деятельности); 6) о начисленной налогоплательщику (налоговому агенту) сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет, за исключением физических лиц, и мерах ответственности, примененных в отношении налогоплательщика (налогового агента), нарушившего налоговое законодательство Республики Казахстан; 7) о наличии (отсутствии) регистрации в качестве налогоплательщика нерезидента, осуществляющего деятельность через постоянное учреждение, филиал, представительство или без образования постоянного учреждения в соответствии со статьей 197 настоящего Кодекса; 8) о следующих регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента): идентификационный номер; фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, руководителя юридического лица; наименование индивидуального предпринимателя, юридического лица; дата постановки на регистрационный учет, дата снятия с регистрационного учета, причина снятия с регистрационного учета налогоплательщика (налогового агента); дата начала и окончания приостановления деятельности; резидентство налогоплательщика; Пункт 1 дополнен подпунктом 9 в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV 9) о плане налоговой проверки. 2. Сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), являющиеся налоговой тайной, не могут быть представлены органами налоговой службы другому лицу без письменного разрешения налогоплательщика (налогового агента), если иное не установлено настоящей статьей. 3. Органы налоговой службы представляют сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), составляющие налоговую тайну, без получения письменного разрешения налогоплательщика (налогового агента) в следующих случаях: 1) правоохранительным органам в пределах их компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан, по запросам об исполнении лицами, совершающими налоговые правонарушения и преступления, налогового обязательства, обязанности налогового агента в порядке, установленном настоящим Кодексом, в целях преследования их по закону; 2) суду в ходе рассмотрения дел об определении налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов в порядке, установленном настоящим Кодексом, или ответственности за налоговые правонарушения и преступления; 3) судебному исполнителю в пределах его компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан, при исполнении исполнительных документов с санкции суда, а по исполнительным документам, выписанным на основании вступивших в законную силу судебных актов, без санкции суда. Порядок представления таких сведений устанавливается уполномоченным органом совместно с уполномоченным государственным органом по обеспечению исполнения исполнительных документов; 4) центральному уполномоченному органу по государственному планированию. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну; 5) уполномоченному государственному органу по финансовому мониторингу. Уполномоченный государственный орган по финансовому мониторингу утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну; 6) лицу, привлеченному к проведению налоговой проверки в качестве специалиста; 7) налоговым или правоохранительным органам других государств, международным организациям в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, одной из сторон которых является Республика Казахстан, а также договорами, заключенными Республикой Казахстан с международными организациями; Действие подпункта 8) пункта 3 статьи 557 приостановлено до 1 января 2012 года в соответствии со статьей 19 Закона РК от 10 декабря 2008 года № 100-IV 8) уполномоченному государственному органу в области охраны окружающей среды в части сведений, содержащихся в налоговой отчетности по плате за эмиссии в окружающую среду. 4. Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами органов налоговой службы, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также должностными лицами иных государственных органов, получившими сведения о налогоплательщике (налоговом агенте) от органов налоговой службы в порядке, установленном настоящей статьей. 5. Должностные лица органов налоговой службы, должностные лица иных государственных органов, получившие от органов налоговой службы сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), составляющие налоговую тайну, не вправе распространять такие сведения как в период работы в указанных органах, так и после своего увольнения. Налоговая тайна не подлежит разглашению специалистами, привлеченными к проведению налоговой проверки, как при исполнении ими своих обязанностей при проведении налоговой проверки, так и после завершения их выполнения. 6. Утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, либо разглашение таких сведений влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 558. Налоговое обследование 1. Налоговое обследование - мероприятие, осуществляемое органами налоговой службы для подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, а также для вручения акта налоговой проверки в случае, указанном в пункте 2 статьи 637 настоящего Кодекса. Для участия в проведении налогового обследования могут быть привлечены понятые в порядке, установленном настоящим Кодексом. 2. Налоговое обследование проводится в рабочее время по месту нахождения налогоплательщика, указанному в его регистрационных данных. 3. По результатам налогового обследования составляется акт налогового обследования, в котором указываются: место, дата и время составления; должность, фамилия, имя и отчество (при его наличии) должностного лица органа налоговой службы, составившего акт; наименование органа налоговой службы; фамилия, имя и отчество (при его наличии), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого; фамилия, имя и отчество (при его наличии) и (или) наименование налогоплательщика, его идентификационный номер; информация о результатах налогового обследования. 4. В случае установления в результате налогового обследования факта отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, орган налоговой службы направляет такому налогоплательщику уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика. 5. Положение пункта 4 настоящей статьи не применяется по результатам налогового обследования, проведенного: 1) с целью вручения акта налоговой проверки; 2) на основании возврата почтовой или иной организацией связи уведомления, направленного органом налоговой службы, по причине отсутствия налогоплательщика по месту нахождения. 6. В течение двадцати рабочих дней с даты направления органом налоговой службы уведомления, указанного в пункте 4 настоящей статьи, налогоплательщик обязан в явочном порядке представить в орган налоговой службы письменное пояснение о причинах отсутствия в момент обследования. В случае неисполнения данного требования или по результатам налогового обследования, проведенного на основании возврата почтовой или иной организацией связи уведомления, направленного органом налоговой службы, по причине отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, орган налоговой службы осуществляет действия, установленные настоящим Кодексом.
1. Совершение следующих действий должностных лиц органов налоговой службы по их требованию или требованию налогоплательщика (налогового агента) может осуществляться с участием понятых: 1) вручение должностным лицом органов налоговой службы уведомления по исполнению налогового обязательства, распоряжения о приостановлении расходных операций по кассе, решения об ограничении в распоряжении имуществом, акта описи имущества, извещения о проведении налоговой проверки, предписания, акта налоговой проверки и иных документов органов налоговой службы, предусмотренных настоящим Кодексом; 2) ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента); 3) обследование имущества, являющегося объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения, проводимое на основании предписания; 4) проведение на основании предписания инвентаризации имущества (кроме жилых помещений) налогоплательщика (налогового агента), в том числе с применением специальных средств (фото-, аудио-, видеоаппаратуры), в порядке, установленном настоящим Кодексом; 2. В качестве понятых могут быть приглашены любые совершеннолетние, дееспособные граждане в количестве не менее двух человек, не заинтересованные в исходе действий должностного лица органов налоговой службы и налогоплательщика (налогового агента). 3. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц государственных органов и работников, учредителей налогоплательщика (налогового агента), в отношении которого проводится действие. 4. Понятые удостоверяют факт, содержание и результаты действий должностных лиц органов налоговой службы и налогоплательщика (налогового агента), при совершении которых они присутствовали, зафиксированные в протоколе (акте), составляемом должностным лицом органов налоговой службы. 5. Понятой вправе делать замечания по поводу совершенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол (акт), составляемый должностным лицом органов налоговой службы. 6. В протоколе (акте), составляемом должностным лицом органов налоговой службы с участием понятых, указываются: 1) должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии) должностного лица органов налоговой службы, составившего протокол (акт); 2) наименование органа налоговой службы; 3) место и дата совершения действия; 4) фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место жительства, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении; 5) содержание и последовательность действия; 6) время начала и окончания действия; 7) выявленные при совершении действия факты и обстоятельства. 7. Должностное лицо органов налоговой службы обязано ознакомить с протоколом (актом) лиц, участвовавших в совершении действия или присутствовавших при его совершении. После ознакомления с протоколом (актом) должностное лицо органов налоговой службы, а также все лица, участвовавшие в совершении действия или присутствовавшие при его совершении, подписывают протокол (акт). 8. К протоколу (акту) прилагаются фотографические снимки и негативы, видеозаписи или другие материалы, выполненные при совершении действия (при их наличии). 9. Протокол (акт), составленный должностным лицом органов налоговой службы в порядке, установленном настоящей статьей, фиксирует и подтверждает факт совершения действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Глава 81. РЕГИСТРАЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
Статья 560. Общие положения 1. Уполномоченный орган ведет учет налогоплательщиков путем формирования государственной базы данных налогоплательщиков. 2. Государственная база данных налогоплательщиков - информационная система, предназначенная для осуществления учета налогоплательщиков. 3. Формирование государственной базы данных налогоплательщиков заключается: 1) в регистрации физического лица, юридического лица, структурного подразделения юридического лица в органах налоговой службы в качестве налогоплательщика; 2) в регистрационном учете налогоплательщика: в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката; по налогу на добавленную стоимость; в качестве электронного налогоплательщика; в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности; по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением. 4. Регистрация физического лица, юридического лица, структурных подразделений юридического лица в качестве налогоплательщика включает в себя: 1) внесение сведений о данных лицах в государственную базу данных налогоплательщиков; 2) изменение и (или) дополнение регистрационных данных в государственной базе данных налогоплательщиков; 3) исключение сведений о налогоплательщике из государственной базы данных налогоплательщиков. 5. Регистрационный учет налогоплательщика включает в себя постановку налогоплательщика на регистрационный учет, указанный в подпункте 2) пункта 3 настоящей статьи, внесение изменений и (или) дополнений в регистрационные данные налогоплательщика, снятие налогоплательщика с соответствующего регистрационного учета. 6. Регистрационными данными налогоплательщика являются сведения о налогоплательщике, представленные или заявленные в органы налоговой службы: 1) уполномоченными государственными органами; 2) банками или организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, в соответствии с подпунктами 1), 4) статьи 581 настоящего Кодекса; 7. В целях настоящего Кодекса признается: 1) местом жительства физического лица - место регистрации гражданина в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регистрации граждан; 2) местом нахождения индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката - место жительства или преимущественного осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, заявленное при постановке на регистрационный учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката; 3) местом нахождения юридического лица-резидента, его структурного подразделения, структурного подразделения юридического лица-нерезидента - место нахождения его постоянно действующего органа, указываемое в учредительных документах или свидетельстве об учетной регистрации структурного подразделения; 4) местом нахождения юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства, - место осуществления деятельности в Республике Казахстан, заявленное при регистрации в качестве налогоплательщика в налоговом органе; 5) местом пребывания физического лица-нерезидента - место временного пребывания физического лица-нерезидента в Республике Казахстан, указанное в миграционной карточке. Если в соответствии с положениями международного договора не предусмотрено наличие миграционной карточки, то местом пребывания признается место преимущественного нахождения в Республике Казахстан, заявленное физическим лицом-нерезидентом в налоговый орган.
|