Статья 601. Зачет, возврат ошибочно уплаченной суммы налога, другого обязательного платежа в бюджет 1. Зачет, возврат ошибочно уплаченной суммы налога, другого обязательного платежа в бюджет производится по: 1) представленному налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговому заявлению на проведение зачета и возврата налогов, других обязательных платежей, пеней и штрафов (далее в целях настоящей статьи - налоговое заявление по ошибочным суммам); 2) представленному банками или организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, заявлению (далее в целях настоящей статьи - заявление банка); 3) составленному органом налоговой службы протоколу о причинах возникновения ошибочно уплаченной суммы налога, другого обязательного платежа в бюджет (далее в целях настоящей статьи - протокол по ошибкам) в случае выявления факта ошибки. 2. Зачет, возврат ошибочно уплаченной суммы налога, другого обязательного платежа в бюджет по основанию, указанному: 1) в подпунктах 1), 2) пункта 1 настоящей статьи, производится в течение десяти рабочих дней со дня представления налогового заявления по ошибочным суммам, заявления банка; 2) в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, производится в течение тридцати календарных дней со дня обнаружения факта ошибочной уплаты налога, другого обязательного платежа в бюджет, штрафов, пеней. 3. Налоговое заявление по ошибочным суммам, заявление банка представляются в орган налоговой службы, в который произведена ошибочная уплата налога, другого обязательного платежа в бюджет. 4. Ошибочно уплаченной суммой налога, другого обязательного платежа в бюджет является сумма, при перечислении которой допущена любая из следующих ошибок: неверно указан идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); неверно указан идентификационный номер налогового органа; текстовое назначение платежа не соответствует коду назначения платежа и (или) коду бюджетной классификации доходов; 2) ошибочное исполнение банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, платежного документа налогоплательщика (налогового агента); 3) уплата произведена в налоговый орган, в котором налогоплательщик - отправитель денег не состоит на регистрационном учете; 4) налогоплательщик - отправитель денег не является плательщиком по данному виду налога или другого обязательного платежа в бюджет. См. Письмо НК МФ РК от 14 мая 2009 года № НК-13-24/4491 5. В случае подтверждения налоговым органом наличия ошибки из указанных в пункте 4 настоящей статьи данный налоговый орган: 1) проводит зачет ошибочно уплаченной суммы на надлежащий код бюджетной классификации и (или) в надлежащий налоговый орган; 2) производит возврат на банковский счет налогоплательщика. См. Письмо НК МФ РК от 27 февраля 2009 года № НК-18-26/1719 6. В случаях ошибочного исполнения банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, платежного документа налогоплательщика (налогового агента), приведшего к повторному перечислению суммы налога, другого обязательного платежа в бюджет по одному и тому же платежному документу, налоговый орган по заявлению банка производит возврат ошибочно уплаченной суммы при подтверждении факта ошибки. 7. В случае неподтверждения налоговым органом наличия ошибок, указанных в пункте 4 настоящей статьи, данный налоговый орган по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 1 настоящей статьи, направляет налогоплательщику письменное сообщение о неподтверждении ошибки. 8. При неверном указании налогоплательщиком (налоговым агентом) в платежном документе идентификационного номера налоговый орган на основании налогового заявления по ошибочным суммам производит возврат налогоплательщику ошибочно уплаченной суммы на его банковский счет, указанный в его платежном документе.
Статья 602. Возврат излишне уплаченной суммы налога, платы, пени 1. Возврат излишне уплаченной суммы налога, платы, пени производится по представленному налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговому заявлению на проведение зачета и возврата налогов, других обязательных платежей, пеней и штрафов (далее в целях настоящей статьи - заявление на возврат), если иное не установлено настоящей статьей. 2. Возврат излишне уплаченной суммы налога, платы, пени производится налоговым органом, в котором ведутся лицевые счета налогоплательщика по такому налогу, плате, пени. 3. Возврат излишне уплаченной суммы налога, платы, пени производится в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления на возврат, если иное не установлено настоящим Кодексом. 4. Возврат излишне уплаченной суммы налога, платы, пени производится после проведения зачета, предусмотренного статьями 599 и 600 настоящего Кодекса. 5. Возврат излишне уплаченной суммы налога, платы, пени производится в национальной валюте на банковский счет налогоплательщика (налогового агента) при отсутствии налоговой задолженности на основании заключения налогового органа по форме, установленной уполномоченным органом. В случае, если налогоплательщиком является юридическое лицо, возврат излишне уплаченной суммы налога, платы, пени на банковский счет производится при отсутствии у его структурных подразделений налоговой задолженности. 6. Возврат излишне уплаченной суммы акциза на подакцизные товары, подлежащие маркировке учетно-контрольными марками, не производится, за исключением случаев прекращения деятельности налогоплательщика по производству данных товаров. 7. При нарушении налоговым органом срока проведения возврата на излишне уплаченную сумму налога, платы, по которым возврат произведен с нарушением срока, за каждый день просрочки налоговый орган начисляет в пользу налогоплательщика пеню. Пеня начисляется в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан на каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за окончанием срока проведения возврата, включая день возврата. 8. Начисленная в пользу налогоплательщика сумма пеней подлежит перечислению на банковский счет налогоплательщика, указанный в налоговом заявлении на возврат, в день возврата излишне уплаченной суммы налога, платы за счет поступлений в бюджет по соответствующему коду бюджетной классификации.
Статья 603. Возврат превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога 1. Возврат превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога (далее в целях настоящей статьи - превышение налога на добавленную стоимость) производится по требованию плательщика налога на добавленную стоимость о возврате превышения налога на добавленную стоимость, указанному в декларации по налогу на добавленную стоимость, в соответствии со статьями 273 и 274 настоящего Кодекса после проведения зачета, предусмотренного статьей 599 настоящего Кодекса, при выполнении условий, предусмотренных настоящей статьей. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.02.09 г. № 133-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.) 2. Превышение налога на добавленную стоимость, подлежащее возврату в соответствии со статьями 273 и 274 настоящего Кодекса, не должно превышать сумму переплаты по лицевому счету плательщика налога на добавленную стоимость, за исключением суммы превышения налога на добавленную стоимость, не подлежащей возврату, на дату составления налоговым органом заключения на возврат превышения по налогу на добавленную стоимость и на конец налогового периода, в декларации за который указано требование о возврате превышения налога на добавленную стоимость за вычетом сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате в бюджет, отраженных в декларациях за последующие налоговые периоды. 3. Возврат превышения по налогу на добавленную стоимость производится по месту нахождения плательщика налога на добавленную стоимость на его банковский счет в течение предусмотренного настоящим Кодексом срока возврата превышения по налогу на добавленную стоимость. 4. При нарушении налоговым органом срока проведения возврата превышения налога на добавленную стоимость на такое превышение, возврат которого произведен с нарушением срока, за каждый день просрочки налоговый орган начисляет в пользу налогоплательщика пеню. Пеня начисляется в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан на каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за окончанием срока возврата, включая день возврата. 5. Начисленная в пользу налогоплательщика сумма пеней подлежит перечислению на банковский счет налогоплательщика в день возврата превышения налога на добавленную стоимость за счет поступлений в бюджет по соответствующему коду бюджетной классификации.
Статья 604. Возврат налога на добавленную стоимость по иным основаниям 1. Возврату из бюджета подлежит сумма налога на добавленную стоимость по основаниям, предусмотренным особенной частью настоящего Кодекса: 1) уплаченная по товарам, работам, услугам, приобретенным за счет средств гранта; 2) уплаченная дипломатическим и приравненным к нему представительством, аккредитованным в Республике Казахстан. 2. Возврат налога на добавленную стоимость, подлежащего возврату грантополучателю, производится налоговым органом по месту нахождения грантополучателя на его банковский счет после проведения зачетов в соответствии со статьей 599 настоящего Кодекса в течение срока возврата, установленного статьей 275 настоящего Кодекса. 3. Возврат налога на добавленную стоимость, подлежащего возврату дипломатическому и приравненному к нему представительству, аккредитованному в Республике Казахстан, производится налоговым органом на его банковский счет в течение срока возврата, установленного статьей 276 настоящего Кодекса.
Статья 605. Возврат уплаченной суммы штрафа 1. Возврат уплаченной суммы штрафа вследствие его отмены или изменения суммы производится на основании налогового заявления на проведение зачета и возврата налогов, других обязательных платежей, пеней и штрафов (далее в целях настоящей статьи - заявление на возврат суммы штрафа), к которому должны быть приложены следующие документы: 1) постановление о наложении административного взыскания; 2) документ, подтверждающий уплату штрафа; 3) акт суда или вышестоящего органа (должностного лица) об изменении суммы штрафа или отмене постановления о наложении административного взыскания, на основании которого неправомерно наложен штраф; 4) иные документы, подтверждающие неправомерное наложение штрафа. 2. Заявление на возврат суммы штрафа представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту уплаты не позднее одного года со дня зачисления суммы штрафа в бюджет, а по постановлению о наложении штрафа за правонарушения в области налогообложения - не позднее пяти лет. 3. Возврат уплаченной суммы штрафа производится налоговым органом в течение тридцати календарных дней со дня представления налогоплательщиком (налоговым агентом) заявления на возврат суммы штрафа. 4. Возврат уплаченной суммы, поступившей на коды бюджетной классификации по учету суммы штрафа согласно законодательству Республики Казахстан об административных правонарушениях, производится налоговым органом в течение тридцати календарных дней со дня представления налогоплательщиком (налоговым агентом) заявления на возврат суммы штрафа, к которому должны быть приложены: 1) документ, подтверждающий уплату данной суммы; 2) документ органа, осуществляющего учет административных правонарушений и лиц, их совершивших, подтверждающий отсутствие факта привлечения лица к административной ответственности в рамках поступившего заявления на возврат суммы штрафа.
Статья 606. Возврат уплаченной суммы других обязательных платежей в бюджет Возврат уплаченной суммы других обязательных платежей в бюджет по основаниям, не предусмотренным статьями 601 - 602 настоящего Кодекса, производится в порядке и по основаниям, которые установлены особенной частью настоящего Кодекса.
Глава 84. УВЕДОМЛЕНИЕ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ, УДЕРЖАНИЮ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ВЗНОСОВ, ИСЧИСЛЕНИЮ И УПЛАТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ
Статья 607. Общие положения 1. Уведомлением признается направленное органом налоговой службы налогоплательщику (налоговому агенту) на бумажном носителе или с его письменного согласия электронным способом сообщение о необходимости исполнения последним налогового обязательства, обязательств по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений. Формы уведомлений устанавливаются уполномоченным органом. 2. Виды уведомлений ограничиваются нижеперечисленными видами и направляются налогоплательщику (налоговому агенту) в следующие сроки: 1) о сумме налогов, исчисленных налоговым органом в соответствии с пунктом 2 статьи 32 настоящего Кодекса, - не позднее десяти рабочих дней со дня исчисления; 2) о результатах налоговой проверки - не позднее пяти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта налоговой проверки, за исключением случая, установленного пунктом 4 статьи 638 настоящего Кодекса; 3) о начисленных суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений за период с даты представления ликвидационной налоговой отчетности до даты завершения ликвидационной налоговой проверки - не позднее пяти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику (налоговому агенту) акта ликвидационной налоговой проверки; 4) о непредставлении налоговой отчетности в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, - не позднее десяти рабочих дней с установленного настоящим Кодексом срока ее представления; 5) о погашении налоговой задолженности - не позднее пяти рабочих дней до начала применения способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, предусмотренных подпунктами 2) - 4) пункта 1 статьи 609 настоящего Кодекса, и мер принудительного взыскания; 6) об обращении взыскания на деньги на банковских счетах дебиторов - не позднее двадцати рабочих дней до обращения взыскания; 7) об устранении нарушений, выявленных органами налоговой службы по результатам камерального контроля, - не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности; 8) об итогах рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, - не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения по жалобе; 9) об устранении нарушений налогового законодательства Республики Казахстан - не позднее пяти рабочих дней со дня их выявления; 10) о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика - не позднее трех рабочих дней со дня составления должностными лицами органов налоговой службы акта налогового обследования. 3. В уведомлении должны быть указаны: 2) фамилия, имя, отчество (при его наличии) или полное наименование налогоплательщика; 3) наименование органа налоговой службы; 5) сумма налогового обязательства и (или) обязательств по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений - в случаях, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательными актами Республики Казахстан; 6) требование об исполнении налогового обязательства и (или) обязательств по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений; 7) основание для направления уведомления;
Статья 608. Порядок вручения и исполнения уведомления 1. Уведомление должно быть вручено налогоплательщику (налоговому агенту) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения. При этом уведомление, направленное одним из нижеперечисленных способов, считается врученным налогоплательщику (налоговому агенту) в следующих случаях: 1) по почте заказным письмом с уведомлением - с даты отметки налогоплательщиком (налоговым агентом) в уведомлении почтовой или иной организации связи; 2) электронным способом - по истечении пяти рабочих дней со дня отправки уведомления органом налоговой службы. Данный способ распространяется на налогоплательщика, зарегистрированного в качестве электронного налогоплательщика в порядке, установленном статьей 572 настоящего Кодекса. 2. В случае направления налоговым органом уведомлений, указанных в подпунктах 2) - 4), 7) - 9) пункта 2 статьи 607 настоящего Кодекса, налоговое обязательство и (или) обязательства по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений подлежат исполнению в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления налогоплательщику (налоговому агенту). См. Письмо НК МФ РК от 23 января 2009 года № НК-13-17/486 3. Уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 607 настоящего Кодекса, подлежит исполнению налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение двадцати рабочих дней со дня направления уведомления.
Глава 85. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НЕ ВЫПОЛНЕННОГО В СРОК НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Статья 609. Способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства 1. Исполнение налогового обязательства налогоплательщика (налогового агента), не выполненного в установленные сроки, может обеспечиваться следующими способами: 1) начислением пеней на неуплаченную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет; 2) приостановлением расходных операций по банковским счетам (за исключением корреспондентских) налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и адвоката; 3) приостановлением расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и адвоката; 4) ограничением в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и адвоката. См. Письмо республиканского НК № 28 2. Способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, указанные в подпунктах 2) - 4) пункта 1 настоящей статьи, применяются в сроки, установленные статьями 611 - 613 настоящего Кодекса. До начала применения способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, указанных в подпунктах 2) - 4) пункта 1 настоящей статьи, налогоплательщику (налоговому агенту) направляется уведомление в соответствии с главой 84 настоящего Кодекса. 3. Способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, за исключением способа, указанного в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи, не применяются в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов), имеющих налоговую задолженность в размере менее трехкратного месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. 4. В случае обжалования уведомления о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего органа налоговой службы, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, применение способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, за исключением способа, указанного в подпункте 4) пункта 1 настоящей статьи, приостанавливается до вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы. 5. При неуплате налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм штрафов применяются способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, указанные в подпунктах 2) - 4) пункта 1 настоящей статьи, без уведомления налогоплательщика (налогового агента) на основании постановления суда о принудительном взыскании сумм штрафов. 6. В случаях отсутствия у структурного подразделения юридического лица банковских счетов либо отсутствия или недостаточности у структурного подразделения юридического лица денег на его банковских счетах и в кассе для погашения налоговой задолженности налоговый орган применяет способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, указанные в подпунктах 2) - 4) пункта 1 настоящей статьи, к налогоплательщику - юридическому лицу, создавшему данное структурное подразделение. 7. Для целей настоящей главы счета государственных учреждений, открытые в уполномоченном государственном органе по исполнению бюджета, приравниваются к банковским счетам, а уполномоченный государственный орган по исполнению бюджета приравнивается к организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.
Статья 610. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет 1. Пеней признается установленный пунктом 3 настоящей статьи размер, начисляемый на не уплаченную в срок сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет. См. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 12 января 2009 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве» 2. Сумма пени начисляется и уплачивается независимо от применения других способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания, а также иных мер ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан. 3. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и другого обязательного платежа в бюджет, включая день уплаты в бюджет, в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан на каждый день просрочки. См. Письмо республиканского НК № 28 4. Пеня начисляется банкам или организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, за несоблюдение очередности списания с банковских счетов сумм налогов и других обязательных платежей, пеней, штрафов; неперечисление (незачисление) их в бюджет; несвоевременное перечисление списанных сумм с банковских счетов налогоплательщиков и внесенных наличных денег в кассы банков или организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в счет уплаты налогов и других обязательных платежей, пеней, штрафов, а также подоходного налога, размещенного на условном банковском вкладе, и начисленных банковских вознаграждений в бюджет. 5. При изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов (кроме налогов, удерживаемых у источника выплаты, и акцизов), продлении срока представления налоговой отчетности, а также представлении дополнительной налоговой отчетности пеня начисляется на сумму недоимки, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога, установленного особенной частью настоящего Кодекса. 6. Пеня не начисляется на сумму недоимки налогоплательщика, признанного банкротом с момента принятия судом решения либо в отношении которого принято решение о принудительной ликвидации, либо принято определение о применении реабилитационной процедуры, со дня вступления в силу такого решения или определения. 7. Пеня не начисляется кредиторам принудительно ликвидируемых банков за несвоевременное погашение сумм недоимки в случае, если единственной причиной образования недоимки явилась ликвидация обслуживающего их банка с момента вступления в силу решения о принудительной ликвидации банка. 8. Пеня не начисляется при вступлении в силу решения суда о принудительном выпуске объявленных акций на сумму недоимки, для погашения которой по решению суда производится принудительный выпуск объявленных акций, со дня подачи искового заявления в суд о принудительном выпуске объявленных акций и до окончания их размещения. 9. Пеня не начисляется на сумму недоимки с даты вступления в силу решения суда о признании физического лица безвестно отсутствующим до его отмены. 10. Пеня не начисляется на пеню и сумму штрафа. 11. Пеня не начисляется на сумму недоимки, погашенную путем проведения зачета излишне уплаченной суммы налога и (или) платы с даты платежного документа на проведение зачета. 12. Пеня не начисляется при зачислении сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет: 1) со дня списания денег банками или организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, с банковского счета налогоплательщика (налогового агента); 2) со дня осуществления платежа налогоплательщиком через банкоматы или иные электронные устройства; 3) со дня внесения налогоплательщиком (налоговым агентом) указанных сумм в банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, уполномоченные государственные органы. 13. Пеня не начисляется на сумму недоимки, пропорциональную излишне уплаченной сумме налога и (или) платы, в случае нарушения срока проведения зачета, установленного пунктом 8 статьи 599 настоящего Кодекса, при условии подтверждения излишне уплаченной суммы налога и (или) платы.
Статья 611. Приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента) 1. Приостановление расходных операций по банковским счетам (за исключением корреспондентских) налогоплательщика (налогового агента), указанного в подпункте 2) пункта 1 статьи 609 настоящего Кодекса, производится в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан, в следующих случаях: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии Законом РК от 04.07.09 г. № 167-IV (введены в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.) 1) непредставления налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности в сроки, установленные настоящим Кодексом, - по истечении тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления, предусмотренного подпунктом 4) пункта 2 статьи 607 настоящего Кодекса; 2) непредставления налогоплательщиком налогового заявления о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость - по истечении тридцати рабочих дней со дня вручения уведомления, предусмотренного подпунктом 9) пункта 2 статьи 607 настоящего Кодекса; 3) непогашения налоговой задолженности - по истечении пяти рабочих дней со дня вручения уведомления, предусмотренного подпунктом 5) пункта 2 статьи 607 настоящего Кодекса; 4) недопуска должностных лиц органа налоговой службы к налоговой проверке и обследованию объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, кроме случаев нарушения ими установленного настоящим Кодексом порядка проведения налоговой проверки, - в течение пяти рабочих дней со дня недопуска; 5) возврата почтовой или иной организацией связи направленного уведомления в связи с отсутствием налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения - в течение пяти рабочих дней со дня возврата; 6) установления факта отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения на основании акта налогового обследования, составленного органами налоговой службы в порядке, установленном статьей 558 настоящего Кодекса, - в течение пяти рабочих дней со дня установления; 7) неисполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, - по истечении пяти рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2 статьи 587 настоящего Кодекса. См. Письмо республиканского НК № 34 2. Приостановление расходных операций по банковским счетам распространяется на все расходные операции налогоплательщика (налогового агента), кроме: 1) операций по погашению налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям налогоплательщиком самостоятельно; по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований по взысканию алиментов; по исполнительным документам, предусматривающим изъятие денег для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, выплате вознаграждений по авторскому договору, обязательствам клиента по перечислению обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды и уплате социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования; по погашению налоговой задолженности, а также по исполнительным документам о взыскании в доход государства. 3. Распоряжение налогового органа о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента) выносится по форме, установленной уполномоченным органом совместно с Национальным Банком Республики Казахстан, и вступает в силу со дня его получения банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций. 4. Распоряжение налогового органа о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента) подлежит безусловному исполнению банками или организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций. 5. Распоряжение о приостановлении расходных операций по банковским счетам отменяется налоговым органом, вынесшим распоряжение о приостановлении расходных операций, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем устранения причин приостановления расходных операций по банковским счетам. 6. В случае закрытия банковского счета налогоплательщика (налогового агента) в соответствии с законодательством Республики Казахстан банк или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, возвращает распоряжение о приостановлении расходных операций по счету в соответствующий налоговый орган вместе с уведомлением о закрытии банковского счета налогоплательщика (налогового агента).
Статья 612. Приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента) 1. В случае непогашения налоговой задолженности в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности налоговым органом производится приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента), указанного в подпункте 3) пункта 1 статьи 609 настоящего Кодекса, в счет его налоговой задолженности. Приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента) распространяется на все расходные операции наличных денег в кассе, кроме операций по сдаче денег в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, для последующего их перечисления в счет погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям. Распоряжение о приостановлении расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента) составляется в двух экземплярах по форме, установленной уполномоченным органом, один из которых вручается налогоплательщику (налоговому агенту) под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения. 2. Распоряжение налогового органа о приостановлении расходных операций по кассе подлежит безусловному исполнению налогоплательщиком (налоговым агентом). 3. Налогоплательщик (налоговый агент) несет ответственность за нарушение требований настоящей статьи в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 4. Распоряжение налогового органа о приостановлении расходных операций по кассе отменяется налоговым органом не позднее одного рабочего дня после погашения налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой задолженности.
Статья 613. Ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) 1. В случае непогашения налоговой задолженности в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности, а также в случае обжалования уведомления о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего органа налоговой службы, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, налоговым органом производится ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента), указанного в подпункте 4) пункта 1 статьи 609 настоящего Кодекса. При этом в случае подачи налогоплательщиком (налоговым агентом), за исключением крупного налогоплательщика, подлежащего мониторингу, жалобы на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, налоговый орган без направления уведомления о погашении налоговой задолженности производит ограничение в распоряжении его имуществом в пределах обжалуемой суммы налогов, других обязательных платежей в бюджет и пеней в порядке, установленном настоящей статьей. Такое ограничение действует до вынесения решения органом налоговой службы, рассматривавшим жалобу налогоплательщика (налогового агента), или вступления в законную силу судебного акта, которые полностью отменяют уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление. Решение об ограничении в распоряжении имуществом составляется по форме, установленной уполномоченным органом, в двух экземплярах, один из которых вручается налогоплательщику (налоговому агенту) под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения. В случае отказа от получения либо отсутствия должностных лиц налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения решение об ограничении в распоряжении имуществом направляется по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации решения с одновременным уведомлением соответствующих уполномоченных государственных органов о необходимости регистрации обременения прав на имущество. 2. Решение об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) выносится в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности или хозяйственного ведения, а также состоящего на балансе данного налогоплательщика (налогового агента). Ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) производится только в отношении имущества, на которое в соответствии с законодательством Республики Казахстан может быть обращено взыскание. Налоговому органу запрещается изъятие ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента), переданного (полученного) в финансовый лизинг либо предоставленного в залог, до прекращения действия договора лизинга и (или) залога. Налогоплательщику (налоговому агенту) запрещается изменение условий договора (продление срока действия договора, сублизинг и (или) перезалог) со дня ограничения налоговым органом распоряжения имуществом и до его отмены. 3. Решение об ограничении в распоряжении имуществом принимается налоговым органом на основе имеющихся на лицевом счете налогоплательщика (налогового агента) данных о сумме налоговой задолженности на дату вынесения решения об ограничении в распоряжении имуществом. 4. На основании решения об ограничении в распоряжении имуществом составляется акт описи имущества на сумму налоговой задолженности с предупреждением налогоплательщика (налогового агента) об ответственности за нарушение условий владения, пользования и распоряжения имуществом. Опись ограниченного в распоряжении имущества производится с указанием балансовой стоимости, определяемой на основании данных бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента), или рыночной стоимости. Рыночной стоимостью является стоимость, определенная в отчете об оценке, проведенной в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности. Опись ограниченного в распоряжении имущества оформляется актом, составляемым в двух экземплярах, по форме, установленной уполномоченным органом. При составлении акта описи имущества налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить для ознакомления оригиналы или нотариально засвидетельствованные копии документов, подтверждающих права собственности и (или) хозяйственного ведения на такое имущество. Копии документов, подтверждающих права собственности и (или) хозяйственного ведения на имущество, прилагаются к акту описи имущества. Акт описи имущества подписывается лицом, его составившим, а также должностным лицом налогоплательщика (налогового агента). Один экземпляр акта описи имущества вручается налогоплательщику (налоговому агенту). Регистрация в налоговом органе решения об ограничении в распоряжении имуществом и акта описи имущества производится под одним номером. Акт описи имущества утрачивает силу одновременно с отменой решения об ограничении в распоряжении имуществом, на основании которого он составлен. 5. Налогоплательщик (налоговый агент) обязан обеспечить сохранность, надлежащий уход за ограниченным в распоряжении имуществом до снятия ограничения в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Налогоплательщик (налоговый агент) несет ответственность за незаконные действия в отношении указанного имущества в соответствии с законами Республики Казахстан. При несоблюдении данных требований налогоплательщик (налоговый агент) обязан возместить состоявшиеся затраты по подготовке ограниченного в распоряжении имущества к аукциону. 6. В случае непогашения налоговой задолженности и нереализации ограниченного в распоряжении имущества после проведения двух аукционов налоговый орган вправе подвергнуть описи другое имущество налогоплательщика (налогового агента) путем составления нового акта описи имущества с учетом имеющихся на лицевом счете налогоплательщика (налогового агента) данных о сумме налоговой задолженности на дату составления нового акта описи имущества. 7. Регистрация обременения прав на имущество, подлежащее регистрации в уполномоченных государственных органах, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 8. Решение об ограничении в распоряжении имуществом отменяется налоговым органом не позднее одного рабочего дня после погашения налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налоговой задолженности.
Глава 86. МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Статья 614. Меры принудительного взыскания налоговой задолженности 1. Налоговые органы применяют меры принудительного взыскания налоговой задолженности налогоплательщика - юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, кроме случаев обжалования уведомления о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего органа налоговой службы, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление. До начала применения мер принудительного взыскания налогоплательщику (налоговому агенту) направляется уведомление о погашении налоговой задолженности в соответствии с главой 84 настоящего Кодекса. 2. Меры принудительного взыскания не применяются в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов), имеющих налоговую задолженность в размере менее трехкратного месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. См. Письмо республиканского НК № 27 3. Принудительное взыскание налоговой задолженности производится в следующем порядке: 1) за счет денег, находящихся на банковских счетах; 3) за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества; 4) в виде принудительного выпуска объявленных акций. 4. При неуплате налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм штрафов применяются меры принудительного взыскания, указанные в настоящей статье, без уведомления, на основании постановления суда о принудительном взыскании сумм штрафов. 5. В случаях отсутствия у структурного подразделения юридического лица банковских счетов либо отсутствия или недостаточности у структурного подразделения юридического лица денег на его банковских счетах и в кассе для погашения налоговой задолженности налоговый орган взыскивает сумму налоговой задолженности путем применения мер принудительного взыскания к налогоплательщику - юридическому лицу, создавшему данное структурное подразделение. 6. Для целей настоящей главы счета государственных учреждений, открытые в уполномоченном государственном органе по исполнению бюджета, приравниваются к банковским счетам, а уполномоченный государственный орган по исполнению бюджета приравнивается к организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.
Статья 615. Взыскание налоговой задолженности за счет денег, находящихся на банковских счетах 1. В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой задолженности в течение пятнадцати рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности налоговый орган взыскивает в принудительном порядке с банковских счетов налогоплательщика (налогового агента), указанного в пункте 1 статьи 614 настоящего Кодекса, суммы налоговой задолженности. Положения настоящего пункта не распространяются на банковские счета, по которым в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан о банках и банковской деятельности, страховой деятельности, пенсионном обеспечении, секьюритизации и инвестиционных фондах наложение взыскания не допускается. 2. Взыскание суммы налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика (налогового агента) производится на основании инкассового распоряжения налогового органа, за исключением суммы денег, являющихся обеспечением по займам, выданным банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в размере непогашенного основного долга указанного займа. Инкассовое распоряжение составляется налоговым органом на основе имеющихся на лицевом счете налогоплательщика (налогового агента) данных о сумме налоговой задолженности на дату его составления. 3. При исполнении банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, инкассового распоряжения налогового органа о взыскании налоговой задолженности с одного банковского счета налогоплательщика (налогового агента) инкассовые распоряжения, выставленные налоговым органом на другие банковские счета налогоплательщика (налогового агента), открытые им в указанном банке или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, возвращаются банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в налоговый орган без исполнения, если такие инкассовые распоряжения выставлены налоговым органом той же датой, на ту же сумму, по тому же виду задолженности. 4. При полном исполнении банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, инкассового распоряжения налогового органа о взыскании налоговой задолженности путем списания денег с нескольких банковских счетов налогоплательщика (налогового агента) на общую сумму, указанную в инкассовом распоряжении, выставленные налоговым органом инкассовые распоряжения на другие банковские счета налогоплательщика (налогового агента), открытые им в указанном банке или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, если такие инкассовые распоряжения выставлены налоговым органом той же датой, на ту же сумму, по тому же виду задолженности, возвращаются банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в налоговый орган без исполнения. 5. Инкассовое распоряжение выставляется по форме, установленной нормативными правовыми актами Республики Казахстан, и содержит указание на тот банковский счет налогоплательщика (налогового агента), с которого производится взыскание сумм налоговой задолженности. 6. В случае отсутствия денег на банковском счете в тенге налогоплательщика (налогового агента) взыскание налоговой задолженности производится с банковских счетов в иностранной валюте налогоплательщика (налогового агента) на основании инкассовых распоряжений, выставленных налоговыми органами в тенге. 7. При достаточности денег клиента в банке или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, для удовлетворения всех требований, предъявленных к клиенту, инкассовое распоряжение на взыскание суммы налоговой задолженности исполняется банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в первоочередном порядке и не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения указанного распоряжения, в пределах сумм, имеющихся на банковском счете. 8. В случае отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах налогоплательщика (налогового агента) при предъявлении к клиенту нескольких требований банк или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, производит изъятие денег клиента в счет погашения налоговой задолженности по мере поступления денег на такие счета и в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Республики Казахстан. 9. В случае отсутствия денег на банковском счете налогоплательщика (налогового агента), на который налоговым органом выставлено инкассовое распоряжение о взыскании налоговой задолженности, банк или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, принявшие инкассовое распоряжение для исполнения, при закрытии банковского счета налогоплательщика (налогового агента) в соответствии с законодательством Республики Казахстан возвращают указанное инкассовое распоряжение в соответствующий налоговый орган вместе с уведомлением о закрытии банковского счета налогоплательщика (налогового агента).
Статья 616. Взыскание суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) со счетов его дебиторов 1. В случае отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах налогоплательщика (налогового агента), указанного в пункте 1 статьи 614 настоящего Кодекса, либо отсутствия у него банковских счетов налоговый орган в пределах образовавшейся налоговой задолженности обращает взыскание на деньги на банковских счетах третьих лиц, имеющих задолженность перед налогоплательщиком (налоговым агентом) (далее - дебиторов). 2. Налогоплательщик (налоговый агент) не позднее десяти рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности обязан представить в налоговый орган, направивший уведомление, список дебиторов с указанием сумм дебиторской задолженности и, при наличии, акты сверок взаиморасчетов, составленные совместно с дебиторами и подтверждающие суммы дебиторской задолженности. При наличии актов сверок взаиморасчетов налоговый орган выставляет на банковские счета дебиторов инкассовые распоряжения о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) по истечении пяти рабочих дней со дня получения дебиторами уведомлений в соответствии с главой 84 настоящего Кодекса. В случае непредставления списка дебиторов в срок, указанный в настоящем пункте, налоговый орган проводит налоговую проверку налогоплательщика (налогового агента). При этом налоговый орган не вправе подтверждать суммы дебиторской задолженности, оспариваемые в суде. 3. На основании представленного списка дебиторов или акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговым органом направляются дебиторам уведомления об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов в счет погашения налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) в пределах сумм дебиторской задолженности. Не позднее двадцати рабочих дней со дня получения уведомления, за исключением случая, предусмотренного настоящей статьей, дебиторы обязаны представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогоплательщиком (налоговым агентом), на дату получения уведомления. В случае непредставления дебиторами акта сверки взаиморасчетов в срок, указанный в настоящем пункте, налоговым органом проводится налоговая проверка указанных дебиторов. При этом налоговый орган не вправе подтверждать суммы дебиторской задолженности, оспариваемые в суде. 4. При наличии акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, и уведомления об обращении взыскания на деньги с банковских счетов дебиторов акт сверки взаиморасчетов ими не представляется. 5. В случае погашения налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой задолженности список дебиторов или акт сверки взаиморасчетов не представляется. 6. Акт сверки взаиморасчетов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и его дебитором должен содержать следующие сведения: 1) наименование налогоплательщика (налогового агента) и его дебитора, их идентификационные номера; 2) наименование налогового органа, в котором налогоплательщик (налоговый агент) и его дебитор состоят на регистрационном учете по месту нахождения; 3) реквизиты банковских счетов налогоплательщика (налогового агента) и его дебитора; 4) сумму задолженности дебитора перед налогоплательщиком (налоговым агентом); 5) юридические реквизиты, печать и подписи налогоплательщика (налогового агента) и его дебитора; 6) дату составления акта сверки, которая не должна быть ранее даты получения уведомления о погашении налоговой задолженности. 7. На основании акта сверки взаиморасчетов или акта налоговой проверки дебитора, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговый орган выставляет на банковские счета дебитора инкассовые распоряжения о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента). 8. Банк или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, дебитора-налогоплательщика обязаны исполнить выставленное налоговым органом инкассовое распоряжение о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) в соответствии с требованиями, установленными статьей 615 настоящего Кодекса.
Статья 617. Взыскание за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) в счет налоговой задолженности Налоговый орган в случаях отсутствия или недостаточности у налогоплательщика (налогового агента), указанного в пункте 1 статьи 614 настоящего Кодекса, денег на банковских счетах и на банковских счетах его дебиторов либо отсутствия у него и (или) у его дебиторов банковских счетов без его согласия выносит постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика (налогового агента). Постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика (налогового агента) составляется в двух экземплярах по форме, установленной уполномоченным органом, один из которых с приложением копии решения об ограничении в распоряжении имуществом и акта описи имущества направляется в уполномоченный государственный орган по работе с имуществом, обращенным (поступившим) в собственность государства по отдельным основаниям.
Статья 618. Порядок реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) в счет налоговой задолженности Реализация ограниченного в распоряжении имущества осуществляется уполномоченным государственным органом по работе с имуществом, обращенным (поступившим) в собственность государства по отдельным основаниям. Порядок реализации ограниченного в распоряжении имущества устанавливается уполномоченным государственным органом по работе с имуществом, обращенным (поступившим) в собственность государства по отдельным основаниям, по согласованию с уполномоченным органом.
Статья 619. Принудительный выпуск объявленных акций налогоплательщика (налогового агента) - акционерного общества с участием государства в уставном капитале В случае непогашения сумм налоговой задолженности налогоплательщиком (налоговым агентом) - акционерным обществом с участием государства в уставном капитале после принятия всех мер, предусмотренных подпунктами 1) - 3) пункта 3 статьи 614 настоящего Кодекса, уполномоченный орган обращается в суд с исковым заявлением о принудительном выпуске объявленных акций в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Сроки исполнения налоговых обязательств по уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет, а также обязательств по уплате пеней, штрафов, для погашения которых по решению суда производится принудительный выпуск объявленных акций, приостанавливаются со дня вступления в силу решения суда о принудительном выпуске объявленных акций и до окончания их размещения.
Статья 620. Признание налогоплательщика (налогового агента) банкротом 1. В случае непогашения налогоплательщиком (налоговым агентом) суммы налоговой задолженности после принятия всех мер, предусмотренных статьей 614 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе принять меры по признанию его банкротом согласно законодательным актам Республики Казахстан. 2. Порядок ликвидации налогоплательщика (налогового агента), признанного банкротом, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о банкротстве.
|